Спустя двадцать лет параллельный импорт снова разрешен в России. Однако для легальной торговли через маркетплейсы продавец обязан представить документацию о происхождении, качестве и безопасности и о возможности исполнения гарантийных обязательств.
Невыполнение требований интернет-площадок способствует отказу от сотрудничества, обвинению в контрафакте и блокировке продукции.
Курбатова Екатерина, руководитель Центра Сертификации Ростест Урал
Принцип функционирования схемы параллельного импорта
Термин «параллельный импорт» означает ввоз товаров, изготовленных производителем с соблюдением технологического цикла и требований, предъявляемых к качеству без разрешения правообладателя.
Цель использования данного механизма в РФ – недопущение дефицита востребованных на внутреннем рынке товаров из-за западных санкций.
Перечень объектов для параллельного импорта регулируется Минпромторгом и распространяется на продукцию, правообладатели которой покинули отечественный рынок.
Список периодически пересматривается.
Информация о товарно-материальных ценностях в Перечне указывается тремя способами:
- по коду ТН ВЭД;
- конкретным брендам, допустимых к ввозу без одобрения правообладателя;
- фиксации торговых марок, не допускаемых к импортированию по соответствующему номенклатурному коду.
Экономически параллельный импорт – это ответная мера, реализуемая в случаях установления ограничений или запретов на ввоз востребованного товарного ассортимента. Юридически операции оформляются в аналогичном стандартному импорту порядке.
Отличительная особенность заключается в отсутствии необходимости получения разрешения от владельца исключительных прав для импорта тех или иных товаров.
Отличия «серых» и контрафактных товаров
Согласно разработанной схеме при параллельном импорте субъекты предпринимательства вправе приобретать продукцию не у официального представителя, а у зарубежных компаний, совершивших закупку у собственника бренда. При этом цепочка перекупщиков не ограничена количеством участников и маршрутами поставок. В отличие от контрафакта «серые» товары (т.е. ввезенные в режиме параллельного импорта):
- проходят таможенное оформление с уплатой пошлин, сборов и НДС;
- имеют документы, подтверждающие первичную продажу самим изготовителем;
- декларируются по кодам ТН ВЭД с учетом ограничений по конкретным брендам;
- имеют разрешительную документацию, подтверждающую качество и безопасность;
- контролируются антимонопольной службой при пересечении границы.
Продукция не может стать контрафактной из-за увеличения цепочки поставок и необязательного ввоза непосредственно из страны-изготовителя.
Параллельно с официальным дистрибьютором товары могут завозить хозяйствующие субъекты при приобретении у посредника. Исчерпание исключительных прав при международном режиме наступает после первичной реализации в любом государстве мира, лишая правообладателя возможности контролировать дальнейшие продажи.
Реализация через маркетплейсы товаров параллельного импорта
Поскольку маркетплейсы функционируют за счет продвижения товаров от импортеров к конечным потребителям, то выступают гарантом качества, охраняя интересы покупателей. Продавец при сотрудничестве с посредническими площадками должен:
- Пройти процедуру верификации. Без предоставления доказательств легального происхождения интернет-площадка не допустит ассортимент к реализации и скроет товарную карточку.
- Учесть законодательные изменения. Вследствие периодических корректировок Минпромторга может оказаться, что для продажи в конкретный момент необходимо согласие производителя или официального дилера.
- Обеспечить гарантийное обслуживание. Ввиду отсутствия договора с правообладателем важно предусмотреть выполнение ремонтов и замен за свой счет.
Попытки ввоза контрафактных товаров караются начислением штрафных санкций в размере 50-300 тыс. рублей и изъятием товаров из оборота.
Нацеленность маркетплейсов на борьбу с контрафактом
Посреднические сервисы ощутили беспокойство покупателей по поводу приобретения подделок вместо оригиналов торговых марок.
Перед загрузкой на площадку субъект предпринимательства должен представить:
- цепочку товарно-сопроводительных документов на поставку;
- договор с правообладателем, заключенный первым участником цепочки;
- внешнеэкономический контракт и инвойс иностранного партнера;
- декларации и сертификаты, подтверждающие безопасность;
- нанесенную маркировку на маркируемые товары;
- таможенную декларацию с отметкой о прохождении таможенного контроля.
Крупные маркетплейсы страны завели единую информационную базу, куда вносятся сведения о зафиксированных нарушениях и виновниках. К системе могут подключаться заинтересованные лица в целях контроля качества реализуемой продукции и недопущения подделок под прикрытием параллельного импорта.
Отсутствие разрешительной документации или некорректное заполнение может стать причиной отказа в размещении на площадке и привлечения недобросовестных импортеров к ответственности.