Председатель Общественного совета при Федеральной таможенной службе РФ Леонид Лозбенко в интервью «Горизонту событий» рассказал про роль Общественного совета во взаимодействии бизнеса и таможенных органов.
Лозбенко Леонид Аркадьевич — видный деятель таможенной службы, бывший Заместитель Генерального Секретаря Всемирной таможенной организации (Бельгия). Служил первым Заместителем Председателя ГТК РФ.
Генерал-полковник Таможенной службы.
Доктор социологических наук, кандидат экономических наук.
Сейчас Председатель Общественного совета при ФТС РФ.
— Леонид Аркадьевич, здравствуйте! Какие цели и задачи стоят перед Общественным Советом, который Вы возглавляете?
— Институты Общественного контроля при федеральных органах исполнительной власти были созданы по решению Президента РФ. Изначально они работали через департаменты правительства, но последние три года мы подчинены Общественной палате РФ. Буквально две-три недели назад я отчитывался на Общественной палате о работе Общественного совета при ФТС перед коллегами из Общественных советов других министерств. На собрании я назвал цифру, которую должна обеспечить Таможенная служба в доходной части бюджета в этом году: 27% от доходности бюджета, что больше 5 трлн рублей. В зале повисла пауза, так как эта цифра шокировала. Было несколько робких предположений о том, что 5 млрд, а не 5 трлн. Но нет, именно 5 трлн рублей.
Общественный совет не подчинен ФТС, он осуществляет контроль за деятельностью всей таможенной службой во всех ее аспектах.
Главная наша задача – определить роль и место таможенной службы в системе государственных институтов власти. Нам важно видеть службу как единое целое и понимать, что она делает для страны, какие у нее цели и задачи, насколько хорошо она экипирована, как она взаимодействует с бизнесом, где ее сильные и слабые стороны. Анализом всего этого комплекса и занимается Общественный совет при ФТС.
— При ФТС есть еще один совет — Экспертно-консультативный совет. В чем разница в компетенциях и задачах советов?
— Экспертно-консультативный совет входит в состав ФТС и касается конкретных направлений деятельности по взаимодействию таможни с бизнесом. Возникающие случаи, хорошие или плохие, относятся к компетенции комиссии Экспертно-консультативного совета, в которую входят как представители бизнеса, так и представители соответствующих подразделений и управлений ФТС. Я также вхожу в его состав.
Экспертно-консультативный совет сейчас находится в стадии реформирования. Прошедшие пару лет показали, что по ряду направлений не были учтены запросы бизнеса.
В ближайшее время выйдет положение с новыми участниками Экспертно-консультативного совета, которые охватят большее количество направлений деятельности ФТС.
Кстати, многие ловкие российские бизнесмены, знающие позицию Общественного совета, не просто обращаются в Экспертно-консультативный совет, а направляют копию мне, полагая, что я, исходя из своих полномочий и возможностей, смогу надавить на таможню. Но, хочу отметить, что за все годы моего руководства Советом мы не допустили ни одного случая лоббирования чьих-либо интересов.
— Расскажите, пожалуйста, как появилась Хартия добросовестных участников ВЭД? Какую миссию она несет в себе для государства?
— За прошедшие годы система нашей работы поменялась. Раньше было утилитарное понимание таможни, но с приходом нового руководителя ФТС Владимира Ивановича Булавина таможня стала стратегически меняться. Была принята программа модернизации таможенной службы, которая изначально работала до 2020 года. Тогда В.И. Булавин спросил у меня, чем ответит бизнес на программу таможни «10 шагов навстречу бизнесу»? Как говорится, танго танцуют вдвоем, и если таможня выполняет возложенные на нее обязательства, то и предпринимательское сообщество должно поддерживать диалог.
Бизнес в свою очередь по рекомендации Общественного совета представил Хартию добросовестных участников ВЭД. Хартия была принята на Международном таможенном форуме 2017 года и подписана в присутствии генерального секретаря ВТамО Кунио Микурия четырьмя ведущими бизнес-объединениями — Российским союзом промышленников и предпринимателей, ТПП РФ, «Деловой Россией» и «Опорой России». Так началось наше движение навстречу друг к другу. Сейчас уже около 6 тыс. участников ВЭД подписали Хартию добросовестных участников ВЭД и декларацию в ее поддержку.
Леонид Аркадьевич Лозбенко
— Что дает Хартия участникам ВЭД?
— Хартия не дает преимущества в законодательном плане. Мы не можем поменять законодательство под подписантов Хартии. Однако важно понимать, что таможенные органы в своей деятельности опираются на участников ВЭД, поэтому чем больше участников ВЭД заявляют о том, что будут работать в соответствии с законом, тем четче таможня сможет распределять свои ресурсы, сосредотачивая их на приоритетных направлениях. Работа Общественного совета при ФТС опирается на таможенные комитеты четырех бизнес-объединений (РСПП, ТПП РФ, «Опора России», «Деловая Россия»), руководителями которых являются члены Совета. Таким образом мы за год можем охватить от 50 до 80 волнующих участников ВЭД вопросов и вынести их на обсуждение с ФТС.
— Какие планы работы у Общественного совета?
— Общественный совет переносит акцент на работу в регионах, так как настоящая жизнь «на земле». В соответствии с целями и задачами дальнейшей модернизации службы на период 2021-2024 года мы планируем закрепить членов Общественного совета за регионами. В конце мая 2021 г. состоится заседание Совета, на котором выступит руководитель ФТС В. И. Булавин и поставит руководителям региональных таможенных подразделений конкретные задачи по взаимодействию с представителями Общественного совета.
— Недавно состав Общественного совета пополнился новыми членами, тем самым расширившись до 26 человек. Вы считаете, достаточно ли такого количества участников, чтобы охватывать все грани деятельности Совета?
— На этот вопрос одновременно и легко, и сложно ответить. У нас есть определенные цели и задачи, которые для нас ясны. Наши представители в регионах будут располагать всем мандатом члена Общественного совета, то есть они будут работать с непосредственно региональными руководителями. Каждому новому участнику Совета я рекомендую создать собственную команду в регионе. Насколько обширная будет команда у членов Совета решать они будут самостоятельно.
Передо мной лежит многостраничный детальный план мероприятий ФТС по реализации стратегии до 2030 года. Все это предстоит сделать таможенным органам, а нам предстоит держать под контролем. Поэтому каждый член Совета изучил планы, чтобы выяснить, в каких областях задач он готов оказывать содействие. Когда члены нашего Общественного совета выберут для себя объекты ответственности, они будут вести работу с коллегами из Общественных советов других ведомств, так как многие вопросы лежат не в зоне ответственности ФТС. К примеру, наболевшая тема с пограничными пунктами пропуска находится в зоне компетенций Минтранса. Поэтому важно работать вместе. Представитель Общественного совета при ФТС РФ будет помогать решать эту задачу совместно с представителем Общественного совета при Министерстве транспорта, так как пункты пропуска – это задача не только ФТС и Минтранса, это государственная задача, которую мы должны выполнить.
— Какое количество обращений к Вам в Общественный совет поступает от участников ВЭД?
— В среднем по семь-восемь обращений еженедельно, бывают, конечно, и периоды завала. Вопросы, которые касаются компетенций Экспертно-консультативного совета, мы отсылаем им. Сейчас, когда представители Общественного совета в регионах приступят к своей работе, нам будет проще – будем пересылать им запросы в регионы, чтобы решать их на месте.
— После введения диспетчеризации как изменился количественно и качественно объем запросов?
— Вначале был в определенной степени навал. Сейчас уже все взято под контроль. По мнению ФТС, диспетчеризация негативно затронула 5% участников ВЭД, бизнес утверждает, что больше. Понимая, что ситуация не до конца урегулирована, ФТС будет ежеквартально предоставлять нам доклад о том, как обстоят дела с новым режимом подачи деклараций. Также ФТС раз в квартал информирует нас о том, как продвигается работа по ЦЭДам, с какими проблемами сталкиваются центры электронного декларирования, какие вопросы поднимают участники ВЭД.
— ЦЭД – это прямой шаг навстречу прозрачности и цифровизации. Цифровизация в свою очередь пугает многих тем, что будет сокращаться количество сотрудников. Будет ли уменьшение количества сотрудников в ФТС?
— Я не сторонник сокращения. Таможня — один из немногих органов, где ведется работа не только с документами, но и с людьми. Я общался по этому вопросу с руководителем службы и с министром финансов, и, к счастью, было принято решение, что ни один человек на посту не был сокращен. Сокращения в соответствии с общегосударственным решением о сокращении госаппарата было незначительным и за счет перегруженных тыловых подразделений. Таможня – это аналитический орган, который не может работать без человека. К примеру, после Брекзита количество сотрудников в таможенных органах в ряде Европейских стран увеличилось, потому что все понимают, кто реально управляет процессами и заменять людей компьютерами невозможно. У нашего правительства есть это понимание, чему я лично очень рад.
— Вы затронули тему людей и кадров. Вы также являетесь научным руководителем факультета таможенного дела в Институте права и национальной безопасности, РАНХиГС. Как хорошо готовятся кадры? Что нас ждет в дальнейшем?
— Сейчас кадры готовятся на три с плюсом, я это как профессор говорю. Но хочется, чтобы было на пять. Я преподаю именно в РАНХиГСе, так как там есть Институт национальной безопасности. Для меня, как для ученого, это представляет большой интерес — роль и место таможни в обеспечении государственной безопасности.
Основная проблема в таможенном образовании в том, что мы учим людей по действующим правилам и рекомендациям в существующих реалиях, но почти не заглядываем в будущее. Студентам, действующим участникам ВЭД и руководителям таможенной службы на всех уровнях не хватает этого видения.
Я пришел к такой формуле обучения, когда вывозил международные бригады ВТамО для оказания содействия развивающимся странам. В группе были представители разных стран – французы, американцы, немцы, аргентинцы и т.д. После обучающей сессии я приходил к министру финансов или начальнику таможенной службы из развивающейся страны и спрашивал, все ли понятно. Чиновники мне отвечали: «Все понятно, но как связать с нашей жизнью не ясно». То есть у каждого международного специалиста были свои знания, которые подходили к ситуации в той стране, откуда он родом, но не увязывалось с менталитетом других государств. Тогда я предложил программу модернизации таможенных служб на новых принципах — понемногу обо всем и все о немногом. Эта программа была принята ВТамО и остается на сегодняшний день одной из основных программ, используемых в 180 странах, чем я очень горжусь.
Сейчас 16 российских ВУЗов получили право работать по программе WCO Picard. Для студентов это означает, что они на ряду с общероссийской программой получат знания по международным стандартам. В настоящее время я обсуждаю с генеральным секретарем ВТамО проект банка данных выпускников, прошедших обучение по системе Picard. Как известно, ВТамО осуществляет деятельность по всему миру, и везде есть нехватка экспертов. Поэтому подобный банк данных позволит выпускникам, имеющим сертификат WCO Picard, получать предложения о работе в самых разных странах мира.
— Открытие перспектив — это отличная мотивация для студентов.
Вы сказали, что таможенникам на всех уровнях не хватает видения будущего, но тем не менее в России утверждена «Стратегия развития ФТС России до 2030 года». Это уникально, потому что в других странах так далеко не заглядывают в будущее. Как в работе Общественного совета отразится эта программа?
— Это главный вопрос философии развития таможенной службы. Казалось бы, философия и таможня понятия не совместимые. Но, на мой взгляд, таможня — один из самых философских институтов.
Я был заместителем генерального секретаря Всемирной таможенной организации. 10 лет провел в Бельгии, и мне понятно, как работают остальные таможенные службы по всему миру. Сейчас я продолжаю работать в группе высшего уровня ВТамО, в которой мы занимаемся стратегией взаимодействия таможенных служб всего мира и бизнеса. Я люблю свою службу и хорошо понимаю, что таможню во многих государствах мира держат тесно «прижав к груди», потому что с ее помощью можно решать массу вопросов. Но для этого нужно, чтобы таможня располагала широким спектром компетенций.
Я беседовал с генсеком ВТамО по поводу программы развития до 2030 года, и он сказал мне, что мы, русские, единственная таможенная служба, которая замахнулась на 10 лет вперед. Все остальные страны имеют план развития таможенных органов на 2-3 года, в Китае — на 5 лет.
Мы поставили такие задачи, о которых другие боятся даже думать. К примеру, задачу интеллектуального пункта пропуска. Что это такое? Как будет работать? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно повышать уровень образования таможенных служащих. Важно, чтобы к 2030 г. таможенная работа была высокоинтеллектуальной, престижной службой с хорошей заработной платой, и главное – с пониманием, что таможня может сделать для страны. Задача масштабная и интересная, и, безусловно, она зависит от людей, которые возьмутся за ее реализацию. Без Общественного совета продвигать эти задачи очень сложно.
— Национальная система прослеживаемости импортных товаров, о которой сейчас много разговоров, не станет ли новой нагрузкой на бизнес?
— Система прослеживаемости появилась потому, что в цепи поставок существуют «дыры» и проблемные места, которые ложатся дополнительной нагрузкой на бизнес. Потому вводимая сейчас система важна как для участников ВЭД, так и для государства. Кроме того, осуществление контроля за системой прослеживаемости возложено не только на таможенные органы. Я уверен, что господин Мишустин не допустит нагрузки на бизнес, да и мы не дадим.
— У многих предпринимателей остался кафкианский страх перед таможней, когда кажется, что бюрократия может поглотить и уничтожить весь бизнес. В то же время, таможенные органы являются просто частью цепочки поставок. Какие шаги нужно делать ФТС, чтобы преодолевать этот стереотипный страх?
— Таможню не нужно бояться – таможню нужно уважать. Если компания работает «в белую», то бояться таможню незачем — здесь не волки работают. Но уважать и подписать Хартию добросовестных участников ВЭД нужно, чтобы конструктивно работать. Конечно, я знаю, что, к сожалению, есть таможенники, работающие по принципу: я – государство, а ты – подконтрольное лицо и потенциальный контрабандист. Мы стараемся это менять. Однако и бизнес должен отвечать соответствующим образом. Статистика показывает, что количество правонарушений не снижается. ФТС — официальный контрольный орган, который не может просто закрывать глаза на нарушения. Если ФТС пропустит нарушение, к ней придет прокуратура. Поэтому крайне важно то, что мы сейчас развиваем движение в поддержку Хартии добросовестных участников ВЭД, которое будем инициировать на площадках Общественной палаты РФ и на Международном таможенном форуме 2021.
Беседовала Дина Шакенова
Фото предоставлены пресс-службой Общественного совета при ФТС РФ