19 сентября 2023 на платформе TransRussia Connect, профессиональной социальной сети, объединяющей экспертов в области логистики и ВЭД, совместно с онлайн-изданием «Горизонт событий» прошел вебинар, посвященный работе российского бизнеса с Турцией.
Станислав Тобин рассказал про развитие логистических маршрутов Россия-Турция.
«Уход почти всех глобальных морских операторов поставил российский бизнес в непростую ситуацию в прошлом году, но сейчас рынок уже адаптировался. Турецкие и российские логистические операторы уже отработали проблему отсутствия крупных морских линий. Сейчас выходы из портов Турции есть практически каждый день, в том числе на особо пострадавшее в 2022 году направление – Северо-Запад. В прошлом году грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга упал почти на 80%, на сегодняшний день работа порта восстанавливается, – сообщил Станислав Тобин. — Основные направления грузов, идущих из Европы, проходят через Турцию, Азербайджан и Грузию в Новороссийск. Однако стоит иметь в виду, что Грузия не всегда ведет себя как дружеская страна, поэтому на границах с Грузией есть риски не оформить санкционный груз».
Станислав подчеркнул такие аспекты как рост ставок на перевозки грузов, очереди на границах и дефицит автотранспорта в международном сообщении. «Есть важные моменты оплаты товаров и услуг через турецкую компанию, выступающую транзитером сделки. Если груз отправлен европейской компанией, которая получила оплату от киргизской или, например, узбекской компании, то дальше возникает проблема: турецкая компания обязана зарегистрировать счет-фактуру в турецкой таможенной системе, после чего можно совершать любые операции с грузом. Естественно, по прошествии времени это должно быть подкреплено контрактом. Последнее время турецкие таможенные органы ужесточили внимание к транзитным грузам, поэтому обязательно нужно провести деньги через турецкого получателя».
По словам руководителя по логистике ГК «Аривист», грузопоток между странами увеличился почти в пять раз, а главным драйвером роста выступают морские и автомобильные контейнерные перевозки, как генеральных, так и сборных грузов. Доставка грузов автотранспортом идет или через Азербайджан, или через Грузию, однако логистика через Верхний Ларс дороже и дольше, по опыту Станислава Тобина. Авиаперевозки эффективны с использование аэропорта Стамбул как транзитного хаба.
«Надо понимать, что как прежде уже никогда не будет, и нам надо адаптироваться к новой ситуации», — заключил Станислав Тобин.
Также в вебинаре приняли участие Анна Фомичева, соосновательница платформы Digital VED, а также представители турецкой логистический компании Volantis Logistics.