В издании «Банковское обозрение» вышло интервью, в котором Максим Чмора, начальник главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России, рассказал о цифровизации сервисов ФТС России.
— Максим Владимирович, в 2022 году введены блокирующие санкции в отношении многих российских банков. Как это отразилось на проведении таможенных платежей через операторов таможенных платежей и кредитные организации?
— Нормативная и технологическая база администрирования таможенных платежей имеет высокий иммунитет к санкциям благодаря законодательному закреплению российского рубля в качестве единственной валюты для уплаты таможенных платежей.
Кредитные организации и операторы таможенных платежей перечисляют денежные средства на отдельный казначейский счет, открытый Федеральным казначейством. Высокий уровень цифровизации и устойчивая структурированная коммуникация при проведении платежей минимизируют риски сбоев и нештатных ситуаций.
За девять месяцев 2022 года проведено 1,71 млн операций по уплате таможенных платежей, в федеральный бюджет перечислено 4 трлн 796 млрд рублей.
После перечисления денег плательщиками средства в течение суток поступают на их лицевые счета в таможенных органах. Распоряжение об оплате и списание таможенными органами происходят в онлайн-режиме.
Операторы таможенных платежей обеспечивают оперативность в части уплаты денежных средств. Дополнительно такие сервисы позволяют плательщикам исключить ошибки при заполнении платежных документов и произвести уплату таможенных платежей в режиме 24х7.
На текущий момент статус операторов таможенных платежей есть у трех организаций, с их помощью проведено более 37% платежных операций.
— Замечаете ли вы изменение спроса на банковские гарантии под таможенные платежи?
— Востребованность банковских гарантий сохраняется на высоком уровне. За девять месяцев 2022 года в качестве обеспечения в таможенные органы представлена 1401 банковская гарантия на общую сумму 64,4 млрд рублей, в прошлом году за аналогичный период было представлено 1456 банковских гарантий на 66,6 млрд рублей.
Федеральной таможенной службой совместно с Банком России внедрена технология электронных банковских гарантий. По итогам девяти месяцев 2022 года в электронном виде оформлено около 93% гарантий, что говорит об их востребованности участниками ВЭД и банковским сообществом.
Электронная банковская гарантия предоставляется в таможенный орган кредитной организацией почти в режиме реального времени. Участнику ВЭД больше не нужно передавать ее самостоятельно. Банковские гарантии с учетом скорости принятия могут быть представлены в процессе таможенного декларирования в сроки выпуска товаров (четыре часа).
В перспективе ожидаются полный переход на электронный документооборот с банками и принятие электронных гарантий информационной системой таможенных органов без участия должностных лиц. Соответствующий законопроект уже разработан.
Успешная реализация информационного взаимодействия по банковским гарантиям повлекла за собой перевод взаимодействия с кредитными организациями в электронную форму и по иным каналам. На сайте ФТС России для кредитных организаций создан личный кабинет банка, в котором возможно электронное взаимодействие банков с ФТС России при предоставлении государственной услуги ведения реестра банков-гарантов. Сейчас в реестре 129 кредитных организаций, при этом, по данным Банка России, гарантами могут стать еще 87 банков.
Личный кабинет также позволяет кредитным организациям контролировать принятие таможенными органами банковских гарантий и прекращение их действия.
— ФТС России задает тренд на цифровизацию сервисов для международной торговли. За последний год отмечается запуск новых IT-решений на рынке. Какие изменения в работе ФТС России планируются в ближайший год и как это может отразиться на рыночных инструментах для участников ВЭД?
— Развитие информационных технологий позволило перевести уплату таможенных платежей в цифровую плоскость. Сейчас при таможенном декларировании достаточно указать реквизиты платежного документа, после чего информационные системы проводят операцию по уплате таможенных платежей.
Перевод сведений о движении денежных средств в электронный вид дал возможность реализовать информационные сервисы личного кабинета, которые позволяют автоматически получать справочную информацию об остатках денежных средств, а также об их поступлении и расходовании.
Потребности бизнеса, развитие законодательной базы и информационных технологий создали условия для упрощения взаимодействие таможенных органов и плательщиков, обеспечив функционирование новых сервисов личного кабинета, позволяющих в режиме онлайн из любой точки мира просто и удобно управлять денежными средствами на лицевом счете.
Клиентоориентированный подход обеспечил цифровое взаимодействие таможенных органов с плательщиком по вопросам движения денежных средств. Минимизация ошибок при внесении плательщиком денег и распоряжении ими влияет на скорость таможенных операций и качество внутреннего бухгалтерского учета.
Новый подход предусматривает персональное взаимодействие с таможенным органом по администрированию лицевого счета по принципу «персонального менеджера», который предоставляет полную информацию обо всех операциях с денежными средствами.
Переход на единые лицевые счета позволил при распоряжении денежными средствами не указывать в декларации на товары платежные документы. Распоряжением на уплату таможенных платежей было указание в таможенном документе ИНН плательщика, а для иностранных лиц — структурированных сведений о лице, позволяющих его однозначно идентифицировать.
С 2021 года расширены законодательные возможности уплаты таможенных пошлин с использованием авансовых платежей, что стало стимулом для развития технологий уплаты.
Сегодня вся информация о внесении денежных средств на счет Федерального казначейства поступает в таможенные органы только в цифровом виде.
Законодательно и технически обеспечен обмен плательщиков и таможенных органов юридически значимыми документами о движении денежных средств с использованием сервисов личного кабинета.
Участники ВЭД уже подают электронные заявления на возврат авансовых платежей и выплату процентов, получают отчет о расходовании авансовых платежей и подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, производят выверку расходования авансовых платежей, а в случае если при осуществлении платежа была допущена ошибка в оформлении реквизитов платежных документов — уточняют ошибочные сведения.
Таможенные органы в проактивном режиме направляют в личный кабинет информацию о зачете излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в авансовые платежи, а также при начислении процентов.
Результаты мероприятий по совершенствованию механизма уплаты таможенных платежей позволяют обеспечить полноту и своевременность пополнения доходной части федерального бюджета, а также за счет повышения скорости оборота денежных средств организации исключить дополнительное авансирование платежей, снизить административную нагрузку на бизнес, внедрить элементы самостоятельного управления плательщиком денежными средствами, эффективно использовать кадровые ресурсы и сохранять высокий уровень контроля со стороны таможенных органов.
— Как цифровизация повлияла на информационное взаимодействие между ФТС России и кредитными организациями?
— Переход на 100%-но электронное взаимодействие с банками — одно из приоритетных направлений развития таможенной системы. Мы рассматриваем цифровизацию не только как отказ от бумажного документооборота и полную автоматизацию процессов, но и как следование трендам, поиск инновационных решений для совершенствования процессов, создание обновленной модели взаимодействия, адаптированной к изменениям внешних факторов.
С июня 2022 года в электронный формат переведено взаимодействие таможенных органов и банков при взыскании задолженности. Уже свыше 28 тыс. документов направлено в кредитные организации в электронном виде.
Для банков предусмотрена возможность выбора наиболее удобного способа обмена: по системе «Банком» или через личный кабинет банка, при этом технологии обмена постоянно совершенствуются в целях повышения комфорта их использования кредитными организациями.
Перевод взаимодействия в «цифру» позволит снизить трудозатраты банков по приему и обработке документов, поступающих от таможенных органов, а также увеличить оперативность взыскания денежных средств в федеральный бюджет.
Сегодня участники ВЭД активно используют сервисы личного кабинета ФТС России, которые позволяют им осуществлять широкий спектр юридически значимых действий с денежными средствами и получать актуальную информацию для финансового самоконтроля. ФТС России также разработан личный кабинет банка, в котором сконцентрированы инструменты оперативного взаимодействия между кредитными организациями и таможенными органами.
Развивая электронные сервисы, мы опираемся в первую очередь на пользовательский опыт и систему обратной связи.
Например, на основании предложений банков в личном кабинете реализована технология API.
— Какие планы по улучшению взаимодействия с кредитными организациями?
— Как было отмечено ранее, ключевой предпосылкой для совершенствования процесса взаимодействия с кредитными организациями является обратная связь банков по вопросам корректности и простоты использования действующих технологий. Мы готовы рассматривать самые смелые предложения банков и осуществлять доработку как технологических, так и нормативно-правовых инструментов.