Заказать еду из кафе, запастись продуктами, обновить гардероб или купить что-то для дома – в условиях самоизоляции можно только с помощью курьера.
Курьер — самая доступная работа сейчас: достаточно зарегистрироваться на одном из множества порталов и можно начать доставлять заказы уже на следующий день.
По данным портала «Работа.ру», доставщиков ищут чаще на 20%, а на hh.ru таких вакансий теперь на 65 % больше по сравнению с периодом за прошлый год. В курьеры пошли многие, кто потерял работу из-за начавшегося на фоне вируса экономического кризиса. Средний возраст курьера увеличился и с количеством работников: раньше курьерами подрабатывали люди от 18 до 30 лет, теперь верхняя планка соискателя достигает 50 лет. Также в курьеры подались те, кому просто не сиделось дома – некоторые просто не смогли заточить себя в четырех стенах, компенсируя активный образ жизни онлайн-тренировками.
«Горизонт событий» поговорил с курьером Евгением Митрошиным, который в начале эпидемии начал работать в службе доставки «Яндекса».
— Как давно ты работаешь курьером?
— Я устроился в конце марта, и потом с каждым днем замечал, что курьеров становится на улице все больше и больше. В некоторые дни особенно в центре казалось, что по городу ходят только люди в зеленом, желтом или розовом.
Выглядело весьма апокалиптично – словно город захватили доставщики. До этого я работал в кафе. Но как только началась история с коронавирусом, меня и моих коллег быстро отправили в длительный отпуск. Я решил не ждать увольнения, а уйти самому, все равно хотелось разнообразия.
— Сложно было устроиться?
— Устроиться курьером элементарно: заполнить заявку и пройти минимальное обучение, которое под силу каждому. После удачного результата выдают форму и можно начинать работать, а через несколько дней уже получить первые заработанные деньги. Возможно, сейчас что-то поменялось.
— Как устроен твой рабочий день сейчас?
— Смена длится 4–8 часов. Но многие, в том числе и я, продлевают смену. В работе курьеров все прямо пропорционально – хочешь денег, больше работай. Иногда я работаю без выходных.
Вообще, нагрузка не малая, перерыв всего 20 минут. Ноги устают сильно, но я бы не сказал, что выматываюсь, потому что движение дает энергию – по мне это лучше, чем сидеть целый день в офисе или дома на диване. Каждый курьер работает в выбранной зоне доставки, это удобно. Правда, бывает, что супервайзеры меняют зону, где не хватает курьеров.
Заказы приходят в специальном рабочем приложении, там же рассчитывается время доставки. На выходных в приложении открывается график на следующую неделю, где можно выбрать себе слоты (смены) с районом.
Зарплату переводят каждую неделю, если за неделю было не менее трех смен.
Рассматривая развозку заказов в качестве подработки, можно заработать по 10-15 тысяч. Если работать нормально, то можно добивать и до 40-50 тысяч рублей. Знаю, есть и те, кто получает до 100 тысяч в месяц, но я таких не видел в живую. Есть система штрафов – за опоздания или ранний уход, грязную одежду или отказ от заказа. Расходы на транспорт не компенсируются. Здесь, как
удобнее – или ходить быстрее или пересаживаться на велосипед или самокат. Я сначала работал пешком, сейчас чаще на самокате. Пешком иногда удобнее – меньше шансов разлить кофе или супы. Я хожу быстро, так что успеваю во время, устанавливаемое приложением.
— Какое обычно время устанавливает приложение?
— Зависит от заказа. Время рассчитывается автоматически по навигатору. Но обычно этого времени достаточно, чтобы доставить заказ. За время моей работы, я только пару раз гнался изо всех сил, чтобы успеть. Расстояние тоже всегда разные. Иногда начинаешь у Чернышевской, а заканчиваешь на Просвещения.
В БУДУЩЕМ КУРЬЕРОВ ВООБЩЕ НЕ БУДЕТ – ВСЕ БУДУТ ДОСТАВЛЯТЬ ДРОНЫ
— Сколько заказов в день обычно доставляешь?
— Все индивидуально. Бывает от 6 до 15 заказов. Заказы всегда разные – иногда надо принести только один бургер, а иногда приходится тащить полноценные обеды на несколько человек.
Вообще, в этой работе есть некая свобода – как выбора, так и передвижения.
— Чем занимаешься во время работы?
— Когда я выхожу пешком, то мог за время работы посмотреть фильм или сериал на ходу. Сейчас перешел на подкасты. Хотелось бы не сильно деградировать за это время.
— Какие средства и меры защиты используешь?
— Обязательно маски, перчатки. Каждый день меряют температуру. Я сам постоянно мою руки, пользуюсь спиртовыми салфетками, стараюсь не прикасаться ни к чему лишнему.
— Как считаешь этого достаточно?
— Я думаю, что да. Забавно, что время от времени натыкаешься на клиентов в защитной спецодежде, маске и перчатках. Я слышал также, что многие покупатели обрабатывают все покупки или все моют с моющими средствами. Это, мне кажется, уже перебор.
— Много среди курьеров заболевших Covid-19?
— Я не знаю ни одного. Может, кто-то просто не берет смены, если плохо себя чувствует, потому что терять работу, даже курьерскую, в этом время нежелательно. Но, с другой стороны, все ребята, кого я знаю, адекватные — не будут выходить на работу, чтобы никого не заразить. Вообще, конечно, никогда не знаешь с каким человеком встречаешься – может он и больной. Меня это немного напрягает, но я молодой и за здоровьем слежу, поэтому думаю, что мне особо нечего бояться. Хотя стать бессимптомным переносчиком я бы не хотел.
— Как люди реагируют на бесконтактную доставку?
— Вначале все смеялись и смущались. Да и нам, курьером, было немного неловко и не привычно. Но когда карантин начал набирать обороты, и все поняли, что это не просто простуда, то отходить на несколько метров от двери быстро стало нормой, будто всегда так и было. Мне кажется, что это останется с нами навсегда, как и переход на оплату картами.
— Оставляют чаевые?
— Да, но логику я отследить не могу. Иногда приходится тащить объемный заказ, а клиент даже «спасибо» не скажет. Некоторые люди воспринимают доставку как должное. Курьеров даже за людей не воспринимают – просто функция сервиса, не более. Расходный материал. Не знаю, как в других странах, но у нас очень чувствуется классовый разрыв. Это при том, что не обязательно клиент зарабатывает больше, чем курьер, но чувство собственного достоинства его так и распирает. А некоторые покупатели оставляют и щедрые чаевые, и приветливые.
Был случай, что меня уговаривали остаться на чай с пирогами, которые я сам и доставил. Я, конечно, отказался – это не допустимо, да и времени у курьеров мало, надо за другим заказом бежать. Хотя по- человечески было приятно.
— Когда закончится эра коронавируса, продолжишь работать курьером?
— Пока я точно хочу еще поработать. Мне нравится быть всегда в движении. Но, конечно, я понимаю, что это не моя работа на всю жизнь. Вообще я очень рад, что застал это уникальное время именно с такого ракурса: на курьерах и врачах сейчас держится весь мир. Интересно быть в эпицентре и наблюдать изнутри за тем, как меняется мир.
— Какой будет работа курьера в будущем?
— Мне кажется, что в далеком будущем такой работы вообще не будет – все будут доставлять дроны.