Запрет на провоз грузов не в контейнерах сильно ограничил российский экспорт. Специалисты предполагают, что таким образом китайская сторона стимулирует собственные контейнерные перевозки.

Все крупные железнодорожные погранпереходы на российско-китайской границе остаются закрытыми для неконтейнерных грузов с 1 декабря. В списке запрещенных для ввоза в Поднебесную насчитывается как минимум 13 видов товаров, в том числе пиво, минеральная вода, красное вино, древесный уголь, лесные грузы, смазочные масла и прочее. Запрет действует на пропускных пунктах Гродеково – Суйфэньхэ (Приморье) и Забайкальск – Маньчжурия, а также китайско-монгольском пункте пропуска Эрлянь – Дзамын-Ууд, который пользуется популярностью у российских перевозчиков. В топ-5 товаров, которые чаще всего импортирует Китай из России, входят корма для животных, продукты из круп и муки, алкогольные и безалкогольные напитки, какао и сахар. 

В ОАО «РЖД» сложившуюся ситуацию объяснили «усилением мер по профилактике и контролю над эпидемиологической ситуацией» со стороны Китая. Об этом представители монополиста сообщили в своём Telegram-канале, добавив, что «о сроках возобновления приёма грузов не сообщается». 

Проблемы затронули автомобильные перевозки — с конца октября фуры простаивают на крупнейшем сухопутном переходе Забайкальск — Маньчжурия. Чтобы ввезти товар, грузоотправители должны подавать заявку на электронную очередь. Китайские власти установили квоту, по которой может въехать ограниченное количество машин. Это в итоге и стало причиной возникновения многокилометровых пробок. Срок доставки грузов вырос в среднем на 30–40 дней. Ранее Китай отказался от импорта российской рыбы из-за COVID-19, что также сильно ударило по экспортному потоку из России. 

По словам главы ассоциации грузоперевозчиков Владимира Матягина, проблема долгого ожидания в очереди на переходе Забайкальск — Маньчжурия сохраняется и по сегодняшний день. По его оценке, в заторе находятся около 2 тыс. машин. Некоторые водители будут вынуждены встретить Новый год на этом пункте пропуска, полагает он. 

По оценке Матягина, ежедневные потери каждой транспортной компании — около 30 тыс.руб. Учитывая, что ожидание в очереди может занимать около месяца, то для некоторых предприятий такой простой может обернуться разорением, возникают потасовки и драки между водителями, рассказывает эксперт. 


«Местные дельцы пытаются пробиться без очереди, что еще больше обостряет конфликт и затрудняет движение потока. При этом проблема началась еще полгода назад, но ее так и не разрешили. С российской стороны добавили сотрудников, но существенно ничего не меняется — китайские пограничники, например, по-прежнему работают только в дневное время», — говорит Матягин.


Владимир Матягин
Президент Национальной Ассоциации Грузового Автомобильного Транспорта «Грузавтотранс»


По его словам, автотранспортном пытаются перевезти продукты питания, оборудование, товары народного потребления как в контейнерах, так и не в контейнерах. 

По словам Дмитрия Гербера, начальника отдела железнодорожных перевозок по странам СНГ группы компаний AsstrA, компаниям приходится увеличивать сроки контрактов, поскольку с китайской стороны нет четкого понимания по отгрузке товаров. Это замедляет работу многих производств в России, где требуется китайское сырье, оборудование и прочее. 

«Большинство грузополучателей продолжают рассматривать отправки через китайские погранпереходы, так как считают, что карантин ― это временная мера, а товары необходимы всегда. Однако рисковать готово все меньшее число заказчиков, поскольку долгое ожидание на границах не выгодно никому из них», — говорит Дмитрий Гербер. 


Один из сегментов, который больше всего пострадает от ограничений — экспорт российского пива в Китай.


За 10 месяцев объем закупок пива вырос на 21% — до 31 млн литров, говорится в исследовании центра «Агроэкспорт» при Минсельхозе. В этом году Китай вошел в тройку основных покупателей российского пива, уступая Беларуси (90 млн литров, плюс 31% к уровню прошлого года) и Казахстану (57 млн литров, плюс 25%). Запрет властей КНР на ввоз неконтейнерных грузов из России через сухопутные погранпереходы равносилен закрытию экспорта, так как стоимость перевозок авиационным транспортом или морскими линиями выше других способов доставки, говорит исполнительный директор Ассоциации производителей пива (объединяющей AB InBev Efes, «Балтику» и Heineken) Вячеслав Мамонтов.

«Ограничение носит временный характер, но о возможных сроках возобновления приема грузов до сих пор не известно. Мы полагаем, что такая мера сильно ударит по российскому экспортному потоку, который практически не останавливался на протяжении 2020 года – в период начала пандемии», — говорит Мамонтов.

Заместитель председателя некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин уверен, что запрет на перевозку грузов не в контейнерах на руку китайским операторам контейнерных поездов. Эксперт отмечает, что на ряде направлений из Китая в Россию ставка на отправку одного контейнера выросла за последние 1,5 года почти десятикратно. В числе условий, которые установили китайские власти для китайского бизнеса, — можно отправить из Китая ровно столько контейнерных поездов, сколько было ими приведено из России за определенный срок


«В последние несколько месяцев экспедиторы из поднебесной крайне активизировались в поисках российских грузов, которые могут заполнить контейнерный поезд в направлении КНР. При этом в Поднебесной сотрудники государственных железных дорог нередко связаны с частными операторами. По сути, это можно назвать коррупцией. А как иначе объяснить ситуацию?» — заключает Семенкин.

Он отмечает, что аналогичных ограничений на перевозку неконтейнерных грузов на казахско-китайской границе нет.



Денис Семенкин
Заместитель председателя некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава