Дальний Восток вышел в лидеры по объему оформляемых товаров, – об этом сообщил заместитель руководителя ФТС России Владимир Ивин на Восточном экономическом форуме (ВЭФ).
Грузооборот в регионе деятельности Владивостокской таможни за последние пять лет увеличился в 4 раза и по сравнению с прошлым годом вышел на показатель больше 100%. Это связано с тем, что логистические потоки, прекратившиеся на Западе, были перенаправлены в восточные порты. В этих условиях автоматизация и цифровизация являются главными инструментами борьбы с вызовами, стоящими сегодня перед таможенниками при оформлении текущих объемов грузов.
«Мы предпринимаем все меры, чтобы таможенные органы не стали препятствием на пути перемещения товаров. Так, мы отменили значительное количество рисков, чтобы они не замедляли время таможенного контроля. Кроме того, оперативно скорректировали штатную численность на местах, требующих усиления, увеличив ее в таможенных органах Дальнего Востока. Пока идет процесс комплектации, используя цифровые технологии, создали дополнительные виртуальные рабочие места в Балтийском Центре электронного декларирования, в Уральском таможенном управлении. Наши сотрудники работают в Санкт-Петербурге как инспекторы Владивостокского Центра электронного декларирования. Это позволяет оптимизировать распределение нагрузки, хотя все равно она остается колоссальной. За одну смену инспектор обрабатывает двадцать и более деклараций на товары, в нормальных условиях – до 14. Но сейчас самое главное для нас – не допустить увеличения времени оформления товаров», – отметил Владимир Ивин.
Сегодня Владивостокский ЦЭД оформляет треть деклараций в автоматическом режиме, еще 40% – в течение часа, а в целом 94% – в течение рабочего дня.
«В августе Владивостокская таможня обработала 40 тысяч контейнеров. Мы торопимся выпустить декларации в установленный срок. Уже сегодня портовые площадки заполнены на 103%. Мы понимаем, что город вокруг порта не позволяет ему расширяться. В таком случае, возможно, следует применять технологию сухого порта. Кроме того, стоит рассмотреть вопрос об уменьшении сроков нахождения контейнеров в порту. Это позволит увеличить оборачиваемость контейнеров и разгрузит портовые мощности», – подчеркнул заместитель руководителя ФТС России.
В рамках работы ВЭФ Владимир Ивин принял участие в обсуждении других значимых проблем развития Дальнего Востока. На панельной сессии «СМП: быстрее, надежнее, эффективнее» речь шла о перспективах развития северного морского пути (СМП), создания необходимой инфраструктуры для обеспечения регулярной круглогодичной навигации.
«Развитие Северного морского пути – проект комплексный, который также включает и вопросы работы таможни. Во-первых, таможенные органы в пунктах пропуска вдоль СМП будут реализовывать дополнительные функции санитарного и фитосанитарного контроля. Это как раз тот резерв, который позволяет ускорять все виды государственного контроля. Во-вторых, в арктической зоне вдоль СМП возможно применение режима свободной таможенной зоны, который предусматривает льготы для участников внешнеэкономической деятельности. И это не только освобождение от уплаты платежей при ввозе товаров, но и возможность для инвесторов реализовывать свои проекты в том виде, который наиболее удобен им. В качестве положительного примера можно привести завод «Звезда», – сообщил Владимир Ивин, обративвнимание участников сессии на слабо развитую таможенную инфраструктуру в северных портах, где
таможенные органы вынуждены работать вахтовым методом.
Он отметил важность развития портовой и логистической инфраструктуры комплексно, не забывая про контрольные органы, в том числе, заранее продумывая создание жилой инфраструктуры.
О развитии лесопромышленного комплекса в современных условиях шла речь на сессии «Лес: от сырья к конечному продукту». Заместитель руководителя ФТС России обратил внимание, что экспорт лесоматериалов сегодня кардинально поменялся ввиду нескольких факторов, в числе которых регуляторные меры со стороны государства, введенные в отношении России санкции стран Запада, а также правительственные меры по противодействию экономическим ограничениям. В результате общее снижение экспорта лесоматериалов по всей стране составило 40%. При этом, больше всего пострадал Северо-Запад, где снижение достигло порядка 60%. В Дальневосточном регионе экспорт лесоматериалов сократился меньше, так как сюда переместились объемы с Запада и из Центра.
Несмотря на снижение физических объемов экспорта лесоматериалов на Дальнем Востоке, удельный вес экспортируемых лесоматериалов через пункты пропуска ДФО увеличился по сравнению с прошлым годом на 5% и составил 47%.
Экспорт лесоматериалов через морские пункты пропуска возрос на 7%. Доля оформленного на Северо-Западе леса и убывающего через дальневосточные пункты пропуска увеличилась почти в 3 раза с 4% до 11%.
Доля экспорта кругляка (от общего объема экспорта древесины) упала практически на 50%, доля грубообработанных лесоматериалов выросла на 27%. Значительно увеличилась доля продукции высокой обработки – фанера, шпон, вагонка, паркет – с 15 до 54%.
Отвечая на вопрос о пробках на границе, Владимир Ивин сообщил, что на Дальнем Востоке их нет. В настоящее время объемы перемещения товаров через российские пункты пропуска зависят от того, какой объем готова принять китайская сторона.
«Сколько они принимают, ровно столько у нас уходит. Следует отметить, что практически все наши пункты пропуска недозагружены. Например, железнодорожные пункты пропуска Пограничный – на 15%, Махалино – более чем на 50% от пропускной способности. Это касается и автомобильных пунктов пропуска. Мы пытаемся с этим бороться. В ближайшее время будет серия межведомственных встреч с китайскими коллегами, и мы вновь будем ставить вопрос об открытии в полной мере грузовых направлений пунктов пропуска», – прокомментировал он.
Также он рассказал о перспективах развития Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
«Сегодня ШОС это не только 40% населения, 30% мирового ВВП, но и 60% процентов территории Евразии. В торговле России страны ШОС вместе с наблюдателями занимают 46% по импорту и 30% по экспорту. Это большой потенциал, которым надо воспользоваться, так как он дает возможность поставить вопрос о создании общей транзитной системы и единого транзитного пространства от Минска до Шанхая. Механизмы и возможность реализовать это у нас есть», – резюмировал заместитель руководителя ФТС России.
Кроме того, на полях форума Владимир Ивин провел встречу с руководством компании FESCO. Стороны обсудили взаимодействие на фоне роста товарооборота, а также договорились дополнительно проработать совместно с ДВТУ ряд технологических аспектов, которые позволят повысить скорость и качество обработки контейнеров во Владивостокском морском торговом порту.