Как образовательные проекты в области ВЭД и логистики будут адаптироваться к новым условиям

С 1 июня 2021 г. вступил в силу закон о просветительской деятельности, который бурно обсуждался весной 2021 года. Представители от науки указывали на риски избыточного регулирования и бюрократизма. От правительства ждали упрощение регулирования и бюрократизации, но в итоге подзаконный акт оказался еще хуже закона.

Что за закон и зачем он?

Инициативу осенью 2020 года внесла группа парламентариев из комиссий Госдумы и Совета Федерации по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. Задача поправок к закону «Об образовании в Российской Федерации», по мнению Госдумы, в том, чтобы оградить учащиеся умы от антироссийской пропаганды.

Теперь госорганы обязаны координировать сотрудничество научных и образовательных учреждений с зарубежными организациями. До 1 сентября 2022 года образовательные организации должны получить заключения на соглашения о международном сотрудничестве от уполномоченных федеральных органов власти.

Признаки просветительской деятельности:

  • мероприятие помогает учащемуся развиваться интеллектуально, духовно, творчески, физически или профессионально и удовлетворяет его образовательные потребности;
  • обучение направлено на улучшение навыков, распространение знаний и формирование умений;
  • обучение не строится на какой-либо образовательной программе;
  • по окончании обучения учащимся не надо сдавать квалификационные экзамены и получать сертификаты установленного образца, которые присваивают новую квалификацию.

Кто попадает под новый закон?

Закон предназначен для государственных учреждений и муниципальных обучающих программ. Вместе с тем закон будет регулировать весь рынок обучения: онлайн-курсы, лекции и мастер-классы, у которых нет образовательной программы, будут также считаться просветительством.

Руководитель образовательного проекта в сфере ВЭД «Школа Аривистики» Александр Попов говорит, что сфера раньше никак не регулировалась, а сейчас под закон попадают любые компании, чья деятельность связана с проведением семинаров, вебинаров, целью которых является передача знаний.

— Хоть закон и направлен на борьбу с антироссийской пропагандой, а не c бизнес-образованием в стране, первые, кто с ним столкнутся, будут классические лицензированные центры дополнительного образования. Такие компании проще привлечь к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, а для всех остальных ответственность за просветительскую деятельность, нарушающую законодательство, пока нигде не установили, — считает эксперт.

Что ждет просветителей?

Однозначно — больше бумаг и документов, которые придется оформлять.

Особое внимание обращено на сотрудничество государственных образовательных учреждений с международными организациями. Совместные проекты попадут под особый контроль: для них Минобрнауки и Минпросвещения будут заранее выдавать специальные заключения.

Александр Попов считает, что за невыполнение предусмотренных законом требований будут выносить предписания и выписывать штрафы. «На работе преподавателей это скорее всего никак не отразится, — утверждает господин Попов, — а вот нагрузка на организаторов обучения возрастет значительно».

Как правительство будет контролировать просветительскую деятельность все еще непонятно. Но контроль за теми, кто работает в сфере обучения, точно усилится.

Что не так?

Подзаконный акт, по мнению противников закона, нарушает конституционные права на образование, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, свободу литературного, художественного, научного, технического творчества и преподавания.

Насколько тяжелее станет работать?

Сложнее станет тем, для кого образовательная деятельность не основной вид деятельности, считает руководитель Академии ВЭД Just Skills. Например, выставкам, которым теперь сложнее будет рекламировать свою деловую программу. Но они придумают, как это оформить, не нарушая закон.

С этим согласен и руководитель «Школы Аривистики»: «Те немногие, кто пережили удар пандемии, справятся и с новыми требованиями. Работать и заработать станет, конечно, труднее, возрастет риск столкнуться с бюрократией, плановыми и внеплановыми проверками сотрудников различных контролирующих органов», — считает Александр Попов.

Как изменится рынок образования в сфере ВЭД?

— На мой взгляд, закон не продуман, — считает Валентина Ионичева из Академии Just Skills. – Образовательным структурам действительно будет сложнее оформлять реальных практиков без профильного подтвержденного образования. При этом, «инфоцыгане» как оказывали некачественные образовательные услуги, так и продолжат это делать. В сфере внешнеэкономической деятельности хватает псевдоэкспертов, которые рассказывают, как выстраивать процессы ВЭД, логистики и таможенного оформления, но сами при этом не заполнили не одной декларации. Поэтому мы еще на этапе формирования Академии ставили перед собой задачу привлекать к программам именно реальных специалистов-практиков.

— Рынок уже изменился до неузнаваемости, — говорит Александр Попов. — За 2019-2020 годы на рынке образования появилось столько же новых онлайн-школ, образовательных платформ, сколько за предыдущие 10 лет. Как пандемия внесла свои коррективы, так свою коррекцию внесет и закон, но только в лучшую сторону. В 2021 году мы ждем эволюцию инструментов, развитие новых технологических и методических решений, которые будут сильно влиять на качество образовательного продукта. Появятся новые лидеры или крупные игроки рынка, которые предложат свои оригинальные способы использования искусственного интеллекта, машинного обучения и игровых механик в обучении.