На рубеже десятилетий нового тысячелетия глобальный мир переживает бум инфраструктурных проектов.
Вместе с историком Ярославом Вельсом вспомним о первом Великом шелковом пути, который в свое время связал части древнего мира не только экономически, но и культурно — как это и происходит во время любой глобализации.
Информация перемещается за секунды, финансы за минуты. Тот, кто возьмет под свой контроль быстрое и оперативное перемещение грузов, получит в свои руки огромный рычаг регулирования в новом, объединенном мире. На фоне многих проектов, поистине титаническим выглядит план Нового шелкового пути, разрабатываемый и претворяющийся в жизнь под руководством КНР.
Проект, который сможет связать производственные цепочки Азии, ресурсные месторождения Евразии и рынок сбыта Европы, в будущем обещает большие конкурентные преимущества для Китая на глобальном рынке. Проект МТК родился не из ниоткуда, корни его уходят вглубь столетий и даже тысячелетий.
Великий шелковый путь соединял пространства от побережья Тихого океана до Средиземноморья, впервые дав возможность Европе увидеть Азию, ее культуру, обычаи и ее товары.
Великий торговый путь был начат с войны и дипломатии. Поход Александра Македонского на восток начался ранней весной 334 года д.н.э. Объединенное войско Македонии, союзных городов государств Греции и Фракии насчитывало 37 тысяч закаленных в боях воинов. Разгромив персидскую державу, в 326 году д.н.э. Александр двинулся в Индию с ее несметными богатствами. Вместе с войнами шли и купцы, дипломаты и проповедники. Завоеванные земли стремительно эллинизировались, прокладывались новые дороги и торговые пути.
Первый караван прошел по пути в 212 г до н.э. Торговцы из Китая везли с собой шелк, производство которого полностью отсутствовала на Западе, а секрет изготовления китайцы держали в секрете. Шелк пользовался огромным спросом, ибо был красив, удобен и эффективно защищал от насекомых, которые в то время были настоящим бедствием для Рима. Обратно в Китай шли стеклянная посуда, золото, породистые кони, вино, оружие и прочие товары.
«Оди́н по́яс и один путь»
Путь разделялся на две дороги:
Южная соединяла Китай с Ближним востоком и севером Индии.
Северная — север Китая с низовьями Волги и Черным морем.
Современный шелковый путь также планируется разделить на несколько наземных и морских направлений. Проект «Один пояс и один путь» предполагает маршруты через Евразию, Среднюю Азию и Кавказ, что позволит избежать возможных политических и других осложнений на каком-либо одном отрезке пути.
Вместе с товарами по огромным территориям Евразии шли пророки и ученые, лекари и писатели. Создавался первый в истории тракт, по которому две части человечества, постепенно изучали друг друга. Как и современная глобализация, великий шелковый путь позволил людям Азии и Европы, возможно впервые, осознать простую истину: за тысячью километров от нас, за непроходимыми хребтами, болотами и раскинувшимися до горизонта пустынями, живут в точности такие же люди, обуреваемыми теми страстями к развитию и искусству, к познанию, к осознанию самих себя.
Везде, где проходили караваны, которым необходим был отдых, еда и безопасность, расцветали перевалочные пункты, позже превратившиеся в известные всему миру города: Бухара, Самарканд, Херсонес и другие. К примеру, в Бухаре было более полусотни караван-сараев, в которых могли найти приют купцы из разных стран. Самарканд же стал веротерпимой гаванью для странников со всего света, в том числе для евреев-радхонитов, контролировавшими большую часть торговли на всей территории Евразии. Благодаря своему нахождению на перекрестке торговых путей Самарканд из маленького поселения превратился в мощный город с крепостными стенами и десятками базаров, на которых шла бойкая торговля между купцами всех возможных народов Евразии. Именно базары и тогда, и сейчас, являлись мощными центрами культурного, духовного и товарного обмена.
На протяжении всей истории только три государства контролировали Великий шелковый путь полностью. Это был Тюркский Каганат, империи Чингисхана и Тамерлана. Только единоличная, сильная власть этих государств могла навести порядок среди степей, пустынь и гор древней Евразии. Однако конец всегда был предсказуем: ослабление или смерть правителя приводили к междоусобицам и развалу единого политического пространства. Такова судьба практически всех авторитарных режимов в истории.
Путешествие торговцев могли занимать годы, в пути им противостояла стихия природы и человеческого порока, поэтому единое государство, контролировавшее путь, сказывалось на его работе исключительно благотворно. Ведь кто лучше защитит путника от недобросовестных лихачей, чем каменные стены крепости и стойкие воины? Кто сможет вылечить его от хвори? Кто поможет вылечиться от укусов хищников или змей? Только лекари, живущие в крупных городах-перевалочных пунктах. И только сильное государство могло обеспечить и воинов, и крупные укрепления на стенах, и комфорт и безопастность внутри городов.
Упадок торгового маршрута связан с политической и военной нестабильность на территориях, через которые он проходил. Войны и восстания не самые лучшие друзья для путников. К примеру, Ирано-Византийские войны, начавшиеся в 420 году, негативно сказывались на торговле. Персы задерживали караваны — это было частью их экономической войны с Византией.
Восстание «краснобровых», случившееся в 17 году нашей эры в Китае, захватило почти все государство. Массы обездоленных крестьян, собиравшиеся в большие банды и даже армии, оставляли после себя выжженное поле вместо поселков и городов. А неспособность наследников великих правителей вновь объединить пространства под единой, мощной рукой, подписали Шелковому пути окончательный приговор.
На место глобального сухопутного маршрута медленно, но верно приходила морская торговля, которая казалась и быстрее, и безопаснее. По морю не нужно проходить тысячи километров пути под парящим солнцем, через земли, контролируемые бандитами и разбойниками (времена расцвета корсаров Черной бороды пришли несколько столетий спустя), можно не опасаться диких зверей. Скорость гигантского каравана с купцами и вооруженными солдатами намного уступала скорости корабля, несущегося по морю благодаря ветру.
И вот, спустя две тысячи лет, новый проект Шелкового пути может снова объединить экономическое пространство от Европы до Азии. Уже сейчас количество поездов, которые идут из Китая в Европу через Россию и Казахстан достигает рекордов каждый год (по итогам 2020 года количество грузовых поездов, отправленных из Китая в Россию и Европу, превысило 12400 составов, прим.ред.). По данным РЖД, в 2020 году по сети во всех видах сообщения было перевезено около 5,8 млн груженых и порожних контейнеров.
Человечество снова получает возможность сшить в единое целое культуры и экономики многих народов, преодолеть противоречия, и дать новую надежду измученным странам постсоветского пространства и ближнего востока.
Текст Ярослав Вельс