Транспортно-логистическая отрасль стала лидером по приросту уровня зарплат в России в январе-мае — компании этой отрасли предлагали соискателям вдвое больше, чем годом ранее, тогда как предприятия других отраслей увеличивали размер оплаты труда максимум на 38%, сообщается в исследовании платформы онлайн-рекрутинга hh.ru и логистической компании ПЭК. Значительный рост зарплат в логистике связан с обострением дефицита складского персонала и водителей грузовиков, а также с увеличением количества требований к условиям труда со стороны соискателей. 

Средний размер зарплат, который предлагали российские работодатели в январе-мае 2024 года, составил 62,1 тыс. руб. в месяц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года уровень оплаты труда вырос более чем на треть. Прирост зарплат наблюдался во всех отраслях экономики и бизнеса.

Наиболее высокие медианные зарплаты предлагали компании транспортно-логистической отрасли (139 тыс. руб.), сегмента добычи полезных ископаемых (116 тыс.) и тяжелого машиностроения (110 тыс.), а также строительные (103 тыс.) и нефтегазовые компании (102 тыс.). Самые скромные – организации в области культуры и искусства (55 тыс.), телекоммуникационной индустрии (52 тыс.) и розничной торговли (52 тыс. руб.).

Транспортно-логистические компании заняли лидирующую позицию как по размеру зарплат, так и по темпам их увеличения, причем со значительным отрывом. В январе-мае компании отрасли предлагали соискателям в 2 раза больше, чем годом ранее, тогда как участники других сегментов экономики увеличивали размер оплаты труда максимум на 38%.

Без учета сегмента логистики наиболее высокий прирост предлагаемых зарплат наблюдался в нефтегазовой отрасли (+38% год к году), на автопредприятиях (+33%), в государственных бюджетных учреждениях (+33%), в металлургической отрасли (+26%), в сегментах производства промышленного оборудования (+26%) и химической продукции (+25%). Самый низкий — в некоммерческих организациях (+4%), образовательных учреждениях (+6%) и финансовых организациях (+8%).

Если рассматривать ситуацию с оплатой труда безотносительно отрасли, то российские компании предлагали самые высокие зарплаты менеджерам высшего и среднего звена (125 тыс.), специалистам по финансовой стратегии и инвестициям (99 тыс.), специалистам в области добычи сырья (98 тыс.), сельского хозяйства (93 тыс.), а также строительства и недвижимости (92 тыс.). Шестое место по этому показателю заняли специалисты в области логистики (90 тыс.). 

При этом обладателям линейных «логистических» специальностей, в числе которых курьеры, кладовщики, водители, упаковщики, начальники складов, предприятия различных отраслей предлагали на 44% больше, чем годом ранее — это второй по размеру годовой прирост по сравнению с прочими специализациями. Быстрее росли только зарплаты персонала, который занимается обслуживанием посетителей, помещений и зданий, техники и производственных линий, а также сопровождением торговых и производственных процессов  (+48% год к году, до 78 тыс. руб.).

Почему растут зарплаты в логистике

Значительный рост среднего уровня зарплат в транспортно-логистической связан с обострением дефицита линейного персонала и водителей грузовиков в логистике, комментирует директор по персоналу ПЭК Виктория Цой. «Количество вакансий растет быстрее числа резюме. Средний срок закрытия одной вакансии вырос более чем вдвое — до 25 дней. В результате за январь-май уровень зарплаты водителей грузовиков увеличился на 20-50% год к году — до 200-250 тыс. руб. в месяц, складских работников — на 30%, до 100 тыс. руб.» — комментирует Цой.

Помимо размера зарплаты, для таких соискателей становится все важнее качество условий труда, подчеркнула Виктория Цой. Базовые требования: территориальная доступность компании-работодателя, корпоративный транспорт, питание, отсутствие штрафов и переработок, социальные гарантии, подчеркнула руководитель отдела персонала «Скиф-Карго» Ева Климентенко.

По словам HR BP производственного департамента Boxberry Ольги Черновой, важно подходить к формированию соцпакета гибко, ориентируясь на потребности сотрудников: одному работнику может потребоваться оплата проживания или предоставление общежития, второму — компенсация питания или проезда и так далее.

Все важнее для работников становится гибкий график, закрепление конкретных выходных дней, а также поддержка от компании, рассказала Марина Дудник, директор по персоналу «Грузовичкоф». Чтобы ускорить и упростить погружение сотрудника в работу, логистические компании активно развивают собственные системы корпоративного обучения и наставничества.

Водители грузовиковвыбирают работодателей по таким критериям как: качество автопарка компании, срок простоя при ремонтах, наличие доплат за смежные операции (погрузка/разгрузка), а также уровень комфорта, включая возможность посещения дома при наличии свободного времени в рейсе, рассказали в ГЛТ.  По словам генерального директора «Авто-ПЭК» Дмитрия Иевлева, важны также расширенная программа страхования жизни и здоровья водителей категории «CE», а также улучшенная системы их отдыха в период вахты. Коммерческий директор «МТЭК-Логистик» Евгений Симаков подчеркнул, что необходимо улучшать условия пребывания сотрудников на рабочем месте. В этом может помочь развитие soft skills административного персонала, поскольку водителю, который долгое время находится один на один в напряженной дорожной обстановке, требуется больше экологичного общения. 

Сравнительно высокими темпами росли зарплаты рабочего персонала на предприятиях в различных сферах (+33% год к году), менеджеров высшего и среднего звена (+25%), специалистов по управлению персоналом и организации тренингов (+23%), административного персонала (+22%), работников из сегментов розничной торговли (+22%), а также строительства и недвижимости (+22%).

В разрезе более узких специальностей в этом году самые высокие зарплаты предлагали ИТ-специалистам: DevOps-инженерам (250 тыс.), руководителям отделов разработки программного обеспечения (214 тыс.) и системным аналитикам (180 тыс.). 

Перспективы: высокий сезон и рост зарплат

Средний уровень зарплат в одной из наиболее высокооплачиваемых отраслей до конца года может увеличиться еще на 20-30%, в основном за счет роста ФОТ водителей грузовиков и складского линейного персонала, прогнозируют участники обзора.

«Бизнес может столкнуться с ростом среднего уровня оплаты труда уже в августе. Осенью в логистике традиционно начинается высокий сезон и, следовательно, компании, которые не успели настроить процессы и привлечь необходимое количество сотрудников, готовы переплатить, чтобы избежать сбоев при обработке и доставке грузов», — подчеркнула Виктория Цой. 

Предпосылки для снижения потребности в линейном персонале на данный момент отсутствуют, поскольку процессы автоматизации идут достаточно медленно, подчеркнула Ольга Чернова. 

Чтобы снизить текучесть кадров, а также расходы на поиск и привлечение персонала, компании продолжат улучшать условия труда сотрудников, а также развивать системы мотивации, резюмировала Виктория Цой.