Каждая компания оказалась по-разному готовой к спонтанной перемене рабочего формата. Организации с достаточным внутренним запасом прочности быстро адаптировались к новым условиям. Некоторые компании зафиксировали улучшение показателей. В первую очередь новые возможности самоизоляции оценили бизнесы, прочно связанные с онлайн-направлением.
Сервисы доставки еды и непродовольственных товаров в миг стали настолько незаменимыми и популярными, что большинство из них не смогли сразу справиться с растущим потоком заказов (многие службы доставки вынуждены были поднять стоимость минимального заказа и/или увеличить время доставки). Например, по заявлению представителей X5 Retail Group, средний чек сервисов доставок вырос на 15-20%.
Развлекательные и образовательные платформы стали спасением для страждущих по эмоциональному и умственному развитию. Неоспоримым преимуществом таких компаний как Skyeng стало еще и то, что у них изначально практиковалась работа сотрудников в дистанционном режиме. В карантинные месяцы онлайн-образованию приходилось только и справляться с желающими узнать что-то новое или с юными учениками, которых любыми способами пытались занять работающие удаленно родители.
Увеличенный трафик также испытали на себе интернет-провайдеры. Абоненты «Ростелекома» стали смотреть больше фильмов в 4-5 раз, аудитория онлайн-кинотеатров (Okko, Amediateka, «Кинопоиск HD», more.tv и др.) еще в первую неделю карантина выросла от 20 до 40% и не снижалась до конца мая.
Компании, ведущие свою профессиональную деятельность в физической реальности, особенно остро прочувствовали все болезненные симптомы коронакризиса: от перекладывания государством ответственности за сотрудников на предпринимателей до упавшей деловой и покупательской активности. Простои промышленных предприятий, перебои в поставках, кассовые разрывы и отсутствие покупателей как таковых в реальном секторе экономики.
Проблемы бизнеса планомерно отразились и на людях. Люди стали терять работу. Как заявил Антон Котяков, глава Министерства труда, во время совещания у президента РФ, официальное количество безработных превысило 2,4 млн человек. С середины апреля до конца мая биржи труда регистрировали по 220-250 тысяч человек еженедельно. Фактическое количество безработных в стране, по предварительным данным Росстата, на 1 июня 2020 года превышает 4,5 млн человек.
Помимо дополнительного проведения времени с близкими (иногда приятного, а порой утомительного), люди, работающие во время самоизоляции из дома, получили целый спектр сложностей, к которым мир их точно не готовил. Отсутствие комфортного рабочего места, размытие границ рабочего и личного времени, ведущие напрямую к увеличению рабочего времени, сложности с концентрацией, отвлекающие жены, мужья, дети и животные, медленный интернет, отсутствие мотивирующей команды коллег и многое другое начало сказываться на настроении и эмоциональном состоянии многих сотрудников.
Сейчас, несмотря на возвращение сотрудников в офис, многие компании продлевают режим удаленки до осени или даже до конца 2020 года. Некоторые бизнесы планируют продолжить работать частично удаленно и после окончания самоизоляции. В «Скандинавии», «Альфа-Банке» и многих других крупных компаниях сотрудники могут остаться дома до конца года по согласованию с руководством.
Переход на полную или частичную удалеку, во-первых, позволяет сократить существенные издержки на излишние офисные площади. Во-вторых, многие руководители исповедуют принцип сокращения заработной платы удаленным сотрудникам, аргументируя это денежной и временной экономией сотрудников на дороге и офисных обедах. В-третьих, компании смогли переоборудовать офисы, отказавшись от персональных рабочих место, заменим их универсальными. Сотрудники теперь не привязаны к своему привычному столу и родному рабочему креслу, а пользуются общими компьютерами, подключаясь к работе под своей учетной записью.
Не известно, какие эпидемии еще ждут нас в будущем, но уже понятно, что рабочая норма изменилась. Учиться эффективно работать на удаленке придется всем – и людям, и компаниям. Не отстает и государственное регулирование трудовых отношений. На рассмотрение нижней палаты Государственной думы уже вынесен законопроект о регулировании дистанционной и удаленной работы.
Как организовать удаленную работу бизнесу?
Когда работники адаптировались к новым условиям (может потребоваться до 3-4 недель), компании нужно решить, как контролировать и сохранять эффективные бизнес-процессы. Переход на удаленку сопоставим с переездом в другой офис и набором нового персонала.
Что нужно сделать бизнесу:
— Подготовить IT-инфраструктуру, чтобы эффективность сотрудников не снижалась из-за перегруженных серверов;
— Решить вопросы кибербезопасности;
— Полностью перейти на электронный документооборот;
— Настроить удобную отчетность. Например, в Jira или Trello;
— Руководители не должны терять живой тон общения с сотрудниками;
— Регулярные созвоны руководителя с сотрудниками должны быть комфортны для всех.
— Следует изначально определить частоту и формат общения в дистанционном режиме;
— Контроль рабочих задач удобно совершать с помощью ботов (например, GeekBot привязан к привычной многим программе Slack);
— Руководителям компании важно сохранить баланс и не принуждать работать сотрудников больше обычного продолжительное время – это прямой путь к выгоранию, а значит последующему проседанию эффективности;
— Уделять внимание личному общению сотрудников между собой. Это повышает уровень окситоцина в крови и помогает удерживать привязанность к компании.
Как организовать удаленную работу у
себя дома сотрудникам?
Мало у кого есть опыт продолжительной удаленной работы. Люди могут начать выгорать, перерабатывать или, наоборот, отвлекаться на бытовые вопросы во время рабочего времени.
Что нужно подготовить сотрудникам:
— Организовать максимально удобное рабочее место (рабочий стол и кресло обязательно);
— Продумайте и обговорите заранее свой график работы с домочадцами, обеспечив себя необходимым уровнем спокойствия;
— Проветривайте комнату регулярно – повышение уровня CO2 в воздухе сильно снижает продуктивность;
— Делайте гимнастическую зарядку каждые час-полтора, чтобы обеспечить движение крови;
— С утра пишите все задачи, которые обязательно нужно будет сделать в течение дня. Сверяйтесь с командой или руководителем;
— Установите на телефоне напоминания о проведенном времени в приложениях, чтобы не утекать в них;
— Будьте готовы к самому худшему. Когда привыкнете, окажется, что это было не так и страшно.
Как переходили на удаленку разные компании
Ольга Шмарина, операционный директор ГК АРИВИСТ
Причиной перемен является скорее экономический кризис, в который мы плавно погружаемся. А пандемия и «карантинные» меры подсказывают нам направления и новые возможности для снижения издержек и оптимизации бизнес-процессов.
При переводе сотрудников на удаленную работу, IT-служба разработала инструкцию по подключению, разослала всем сотрудникам и далее уже связывалась с теми, у кого возникали сложности. Одной из сложностей оказалось то, что у некоторых сотрудников не было быстрых современных компьютеров — это мы решили снабжением сотрудников компьютерами из ресурсов офиса. Помимо компьютеров, мы столкнулись с необходимостью покупки отдельным специалистам принтеров, работающих с большим количеством документов.
Эффективность компании не изменилась после выхода на удаленную работу. Мы проводим оценку сотрудников и в «мирное время», поэтому знаем, кто как работает. На мой взгляд, перевод на удаленную работу не выявляет неэффективных сотрудников. Руководители отделов замечают рост эффективности использовании рабочего времени и усиленную ответственность за свои планы и задачи. Сами сотрудники отмечают более оперативное реагирование коллег при обращениях по рабочим вопросам. В некоторых областях отделах эффективность даже выросла – например, в разработке IT-продуктов.
Чтобы снизить уровень стресса среди сотрудников, вызванный переменами в рабочем режиме и общей информационной повестке, отдел персонала принял
комплекс мер:
Создали сотрудникам памятку по организации удаленной работы для того, чтобы они могли разграничивать рабочее время с личным и понимали «правила игры на удалёнке».
Стали проводить ежедневные утренние планерки по видеосвязи, где каждый сотрудник может рассказать не только о результатах своей работы и планах на текущий день, но также поделиться своими переживаниями и трудностями.
Такие онлайн-встречи не только улучшают эмоциональный фон команды, помогают сотрудникам быть в курсе жизни коллектива, выявляют трудности в работе, но и способствуют развитию дисциплины и ответственности.
Продолжаем использовать корпоративный портал, где руководство делится с сотрудниками информацией о текущем состоянии дел компании и дальнейших планах ее развития.
Поддерживаем корпоративные традиции награждения лучших сотрудников месяца и организовываем конкурсы для коллег.
После снятия карантинных ограничений мы планируем оставить часть сотрудников (20-30%) на удаленной работе. В зависимости от выполняемого функционала возможен как полный переход на удаленку, так и вариант с поочередным выходом сотрудников в офис по согласованному графику. Введение подобных форматов позволит сократить количество арендуемых помещений, и в перспективе стоимость рабочих мест без потери качества наших услуг. Перевод сотрудников на удаленку позволяет рассматривать аутсорсинг персонала на тех должностях, где ранее мы и не задумывались о таких возможностях. Это в свою очередь позволит легче справляться с неравномерностью загруженности специалистов компании, экономить расходы на оплату труда и не снижать качества при пиковых нагрузках.
Мария Орлова, ведущий специалист в дирекции по закупкам в отделе сопровождения сырья «Фосагро»
Я устроилась в компанию за пару месяцев до начала эпидемии коронавируса. Поэтому совсем немного успела поработать в офисе, как пришлось уходить на удаленку. Для мне это не стало испытанием, так как у меня уже был опыт работы из дома.
Сейчас вся компания работает в дистанционном формате. Когда будем возвращаться в офис, не известно: кто-то говорит, что уже в середине июля; другие, что отработаем так до конца года.
На удаленке количество работы увеличилось. Были дни, когда приходилось сверхурочно работать по 10-14 часов с одним выходным.
В остальном у нас обычный режим с 8:30 до 18:30, есть чат с руководителем и коллегами.
Александр Петров, руководитель отдела рекрутинга «Тинькофф Банк». Работал удаленно в компании в период с 2017 по 2019 год
Я работал в банке удаленно в течение двух лет. В «Тинькоффе» изначально многие отделы функционируют в дистанционном режиме: рекрутинг, отдел по работе с клиентами, коллекторы, отдел по продаже карт и другие.
Работа происходила через отдельный портал, в котором видно, кто подключился к работе, кто отсутствуют. Также здесь фиксировалось количество совершенных звонков, результативность сотрудников.
Раз в неделю у нас были созвоны с коллегами, с целью разобрать ошибки, проговорить обновления в скриптах, обсудить новости. Сотрудники между собой общались в чатах: был официальный рабочий чат, а также создавались отдельные чаты, куда точно не приглашают руководителей.
Зарплата соответствовала рынку. При активной работе могла превышать рыночную в 2-3 раза, но для этого менеджеры пахали безвылазно. Как и везде в продажах и рекрутинге: сколько заработал, столько и налопал. Так как все заинтересованы в деньгах, то дополнительной мотивации не требовалось. Если у работника проседал kpi, то приходилось отдельно разговаривать, проверять скрипты – психологически поддерживать.
Лично для меня не принципиально, как работать — из офиса или из дома. В удаленке есть неоспоримый плюс – можно подольше поспать. По зарплате разницы нет, а экономия на проезде и еде несущественная, чтобы стать определяющим аргументом. Некоторые считают, что на удаленке меньше личного общения, но это миф. Через несколько недель общение в онлайне ничем не отличается от разговоров в курилке. В банке это доходило вплоть до того, что сотрудники созванивались после работы по скайпу и вместе отмечали праздники.