Острая нехватка специалистов и руководителей, складов и перевозчиков для доставки небольших партий грузов, — главные логистические проблемы, с которыми сталкиваются компании в Центральной Азии, рассказал совладелец и заместитель директора ПЭК. Чтобы решить их, компания начала обучать специалистов и руководителей в этих странах, запустила строительство новых складов и доставку грузов весом от 1 кг до 20 тонн не только в крупные, но и небольшие города.

Открывая филиалы в странах Центральной Азии, бизнес столкнется с дефицитом специалистов по логистике и финансам, больше всего не хватает профессиональных руководителей. На фоне дефицита, средняя зарплата управленцев в странах Центральной Азии по состоянию на сентябрь 2023 года достигла €2 000 (209 тыс. руб), сообщил Вадим Филатов. Для сравнения, руководитель в России зарабатывает в среднем 115 тыс. руб., согласно данным сервиса Zarplan, который проанализировал более 60 тыс. вакансий. 

«Сотрудникам не хватает знаний и профильного образования, поэтому ПЭК запустил программу обучения во всей странах Центральной Азии», — рассказал совладелец и заместитель директора ПЭК. 

Развитие бизнеса в Центральной Азии тормозит дефицит складов. По данным NF Group, объем вакансии в Азербайджане составляет 13,3%, Узбекистане — 5,1%, Кыргызстане — 3,3%, Казахстане — 1%, Таджикистане — 0 %, согласно предварительным итогам 3 квартала этого года.  

В результате, например, более 40% овощей и фруктов в Таджикистане портятся в полях из-за нехватки площадок для их хранения, отметил Вадим Филатов. 

По его словам, компаниям, которые готовятся к выходу на рынок, нужно начинать искать склады за 3-4 месяца до запуска филиала и, вероятнее всего, потребуется переоборудовать их под потребности бизнеса. Если нужен склад площадью более 5 тыс. кв. м., вероятнее всего, его необходимо будет строить самостоятельно. 

«ПЭК уже запустил сервис комплексной складской логистики в Казахстане, планируем развивать 3PL в Узбекистане, Кыргызстане и других странах Азии. Для этого нужны новые склады класса А площадью до 20 тыс. кв.м. Мы уже начали поиск застройщиков, чтобы реализовать такие проекты built-to-suit», —  рассказал совладелец и заместитель директора ПЭК. 

Малый и средний бизнес сталкивается с нехваткой перевозчиков, которые могут доставить грузы между Россией и странами СНГ от двери до двери — не только в крупные, но и небольшие города. 

По словам Вадима Филатова, в итоге предприниматель, который развивается сразу в нескольких странах Азии, вынужден привлекать от двух до пяти компаний для организации логистики, а затем, самостоятельно контролировать сроки и качество перевозки. 

«Чтобы ускорить и упростить доставку для бизнеса, развиваем комплексный сервис, который включает не только перевозку, но и доставку до конечного получателя, складскую обработку и хранение, при необходимости — помощь в подборе поставщиков товаров», — отметил совладелец и заместитель директора ПЭК.  

Компания расширяет маршрутные сети в Центральной, Центральной и Юго-Восточной Азии. С начала года ПЭК открыл три новых филиала в Казахстане, отделения в Кыргызстане и Азербайджане, первым в стране начала перевозку сборных грузов между Москвой и Баку. До конца 2024 года все филиалы ПЭК объединит единым логистическим маршрутом. Новый Шелковый путь пройдет через Китай, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Азербайджан с выходом на побережье Турции.