- Пришедший после пандемии 2020 года бум e-commerce навсегда изменил логистику. Этот канал продаж стал конкурировать с традиционным ритейлом. Теперь заказ на дом любых товаров больше не роскошь, а привычный способ совершать покупки. И в этой ситуации доставка конечному получателю – «последняя миля» – стала играть огромную роль. Между двумя похожими продуктами, стоимость которых одинакова или почти одинакова, покупатель выберет тот, что будет доставлен в удобное время и без доплат.
При этом каждый предприниматель и покупатель по-своему понимает, что значит хороший сервис. Кто-то считает, что это постоянное ускорение доставки, а кто-то высоко ценит вежливость и опрятность курьеров. Объективно оценить уровень сервиса ритейлера можно только по доставке нужного товара в заданный срок. С точки зрения покупателя, это простые требования. Но более 90% компаний, которые реализуют товар в e-commerce, пользуются услугами сторонних перевозчиков. Лишь крупнейшие игроки рынка могут позволить себе содержать собственную курьерскую службу. А работа с подрядчиком несет в себе дополнительные риски. Так, перевозчик может вовремя подать свой транспорт к погрузке, но заказ еще не будет сформирован на складе. Важно распределить зону ответственности между складом и перевозчиком. Оптимизация отгрузки – это сокращение времени загрузки транспорта на складе. Решить задачу поможет комплексная работа трех систем: WMS, Yard-менеджмент (управление транспортом, который уже заехал на территорию) и планировщик, который распределяет машины по временным окнам склада. Постоянный обмен данными между системами обеспечит непрерывную отгрузку без простоев и очередей.
Это ведет к вопросу, можно ли считать короткие временные слоты доставки признаком высокого уровня сервиса. Оптимальная скорость доставки зависит от того, о каких товарах идет речь. Если это продукты питания, то мы, скорее всего, говорим о распределенной сети дарксторов – магазинов-складов, которые выдают товары для онлайн-покупок. В этом случае заказ можно доставить не только в тот же день, а в течение получаса. Другое дело, если распределительный центр, с которого осуществляется отгрузка, находится в соседнем регионе. Доставка день в день возможна только в близлежащие районы.
Нет однозначного ответа, хотят ли покупатели сокращать временные слоты доставки. Результаты опросов говорят о том, что ни предприниматели, ни сами клиенты не считают срочную доставку крупногабаритного товара, например, мебели, значительным преимуществом. Согласно исследованиям, проведенным AliExpress Россия и Российской ассоциацией электронных коммуникаций, большинство предпринимателей считают приемлемым срок от 2 до 7 дней. И лишь 2% опрошенных сообщили, что стараются доставлять товары в течение дня. Получается, что отложенная доставка не способна критично снизить лояльность покупателей.