В чем потенциал железной дороги для транспортировки нефти и нефтепродуктов?
Евгений Кошкаров
Вице-президент ГК «Аривист»
Член Общественного совета при ФТС
Первый заместитель председателя Правления «Гильдии профессионалов ВЭД «Гермес»
Основными преимуществами перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом являются гибкость перевозок и разнообразие продуктов, доступных к транспортировке. В сравнении с трубопроводным транспортом грузоотправитель имеет ограничение в виде одновременного закачивания в трубу различных продуктов. Это важно учитывать, так как в последние годы вертикально интегрированные нефтяные компании и государство вкладывало большие ресурсы в увеличение мощностей и глубины переработки сырой нефти и природного газа. То есть в итоге получается все больший объем и разнообразие различных видов топлива. Трубопроводный транспорт не позволяет перемещать разные продукты без прохождения специального технологического цикла. Если тенденция к переработке нефти будет и дальше укореняться, то для перевозки нефтепродуктов оптимальнее использовать железнодорожный транспорт, позволяющий перевозить различные продукты отдельными цистернами.
Еще одним драйвером развития железнодорожной перевалки нефтепродуктов являются важные изменение экологических требований к видам топлива. К примеру, низкосернистое дизельное топливо для морских судов, ставшее особо актуальным после вступивших в силу с января 2020 требований по уровню содержания серы в 0,5%, нельзя перевозить с обычным дизельным топливом. Соответственно, производители и потребители, перешедшие на низкосернистое топливо, в первую очередь будут пользоваться именно железнодорожными перевозками.
Ключевое преимущество железной дороги состоит в большей разветвленности сети, чем у трубопроводного транспорта
Это позволяет осуществлять доставку до конечного покупателя, находящегося за пределами Российской Федерации. В то время как, трубопроводная перевозка заканчивается либо перерабатывающим предприятием, либо другим транспортным терминалом, что вынуждает клиентов прибегать к комбинированным перевозкам, растягивая время транспортировки.
Кроме того, Россия имеет хорошие железнодорожные связи с Китаем. Объемы контейнерных железнодорожных перевозок возрастают из года в год. Это основание для того, чтобы по тем же рельсам пускать наливные грузы.
Невозможно не упомянуть макроэкономическую ситуацию, влияющую на снижение стоимости нефти и понижение курса рубля. Экспорт продуктов глубокой переработки нефти и газа становится рентабельнее за счет более высокой доли добавленной стоимости, определяемой в рублях. Рост привлекательности российского экспорта нефтехимии будет сопряжен с перемещениями железнодорожным транспортом, что, по моему мнению, является перспективой развития рынка перевозки наливных железнодорожных грузов.
Главная технологическая возможность ж/д-перевозок — это создание новых транспортных средств для перевозки грузов. К примеру, большие перспективы на рынке перевозок сжиженного газа в криогенных термостатических транспортных цистернах. В России на данный момент этот тип транспорта мало используется, хотя практика Америки говорит о высоком потенциале криогенных цистерн.
Потребительские привычки меняются, как и экономическая ситуация. Последнее время становятся популярными разные виды сжиженного газа, которые могут быть перемещены только морскими судами или железной дорогой. Постепенный переход от дизельного топлива открывает возможности развития рынка перевозок именно железнодорожным транспортом.