Санкции в отношении России вынуждают пересмотреть многие направления развития евразийской интеграции до 2025 г. и после, которые формулировались в совершенно ином геополитическом и геоэкономическом контексте и поэтому потеряли актуальность. Одно из таких – наращивание и переориентация торгово-экономических связей с третьими странами.

«Горизонт событий» пообщался с директором Фонда бизнес-дипломатии, ранее бизнес-послом «Деловой России» в Узбекистане Михаилом Панченковым о нынешних взаимоотношениях с Узбекистаном. 

В январе-мае 2022 торговый оборот между странами увеличился на 33,8% по сравнению с прошлым годом. Россия сохранила второе место в списке внешнеторговых партнеров Узбекистана. Ее доля 15,8%. Китай с долей 18,5% остался на первом месте. Тройку замкнул Казахстан (8,5%). Объем узбекского экспорта в РФ вырос в 1,42 раза (11,2% в общем объеме экспорта). Российский рынок продолжает занимать первое место в поставках текстильной и плодоовощной продукции из Узбекистана. 

Приоритетными направлениями торгово-экономического сотрудничества России и Узбекистана в 2022 году являются строительство, АПК, химическая продукция, фармацевтика и телекоммуникационные услуги.

В 2021 году товарооборот России с Узбекистаном составил 6 899 770 078 долларов, увеличившись на 17,29% по сравнению с 2020 годом.

Экспорт России в Узбекистан в 2021 году составил 5 204 928 775 долларов, увеличившись на 11,69%.
Импорт России из Узбекистана составил 1 694 841 303 долларов, увеличившись на 38,62% по сравнению с 2020 годом.

Михаил, здравствуйте! Вы являлись бизнес-послом в Узбекистане, запускали проект РТРЦ «RUZ TRADER». Расскажите, пожалуйста, о нем.

— Да, я был активным членом «Деловой России» (далее ДР) и в течение почти 4 лет был бизнес-послом в Узбекистане. С этой страной я давно сотрудничаю по своему основному бизнесу легкой промышленности. Так что, когда я вступил в ДР, мне предложили стать бизнес-послом в Узбекистане, и за время активной работы, я понял, что пора ставить на системные рельсы продвижение российских предпринимателей. Так появился проект РТРЦ «RUZ TRADER». С 21 сентября 2021 года я снял с себя полномочия бизнес-посла ДР и перешел в другой формат. Я являюсь директором Фонда Бизнес-дипломатии, который поддерживает и продвигает интересы не только членов ДР, а бизнеса в целом. Более того, я сейчас занимаюсь установлением торгово-экономических отношений между Россией и Узбекистаном. 

Как инструмент РТРЦ «RUZ TRADER» функционирует уже сам по себе, я являюсь его куратором, автором идеи. Попутно мне предложили стать советником Члена Совета Федерации Федерального Собрания России и заместителем председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Фарита Мухаметшина по торгово-экономическим вопросам. Также с недавних пор я являюсь советником министра экономического развития Самарской области. 

На сегодняшний день с Узбекистаном взаимодействие бизнеса работает на системном уровне, поэтому я сейчас занимаюсь работой с соседними странами – Киргизией и Таджикистаном. Сейчас начинаем выстраивать с ними взаимоотношения, осваиваться. И так как технологии уже понятны, в ближайшее время, в пределах года-полутора, можно будет предлагать решения и по Киргизии, Таджикистану. 

Что такое системные решения? Что вы предлагаете по Узбекистану? 

— Российский торговый распределительный центр создавался при поддержке Правительства Самарской области, ДР и фонда Бизнес Дипломатии. РТРЦ — аккредитованный партнер РЭЦ, что является гарантией качества. РТРЦ функционирует в Ташкенте на базе развитой инфраструктуры. В настоящий момент РТРЦ располагает земельным участком размером в 12 га, собственной оборудованной базой, закрытыми и открытыми складскими помещениями в общей сложности 44 тыс. кв.м, таможенным складом в 7 тыс. кв м, офисными площадями. РТРЦ расположен вблизи аэропорта и крупных автомобильных магистралей, на территорию РТРЦ заходят собственные железнодорожные пути.

— Почему россиянам выгодно работать с РТРЦ? 

— RUZ TRADER является компанией-резидентом Узбекистана, 100% собственности которой принадлежит предпринимателям из России. На сегодняшний день это актуально и позволяет работать со всем миром. В период санкционных ограничений Узбекистан является наиболее востребованной площадкой. Так как RUZ TRADER является резидентом Узбекистана, то он может производить расчеты в имеющихся валютах — рубли, доллары, евро и местные сумы.

Кроме того, у центра выгодное местоположение, аэропорт рядом, автомагистрали, железная дорога, что позволяет осуществлять сквозную логистику. В зависимости от объемов груз могут забрать буквально на складе компании и доставить его в Узбекистан, отдать клиенту или помочь с дистрибьюцией по всей территории республики. Основная компетенция распределительного центра — это широкая сеть партнеров в Узбекистане по всем крупным регионам. РТРЦ входит в список приоритетных для развития проектов в Узбекистане, что очень помогает развитию.

Распределительный центр работает еще и как витрина, что крайне важно для восточных людей – у них сильная традиция рынка, нужно пощупать, попробовать товар. RUZ TRADER работает только с производителями, в цепочке нет посредников, поэтому цена для узбекских предпринимателей максимально выгодна. Кроме того, посредством РТРЦ можно заключать контракты на минимальный объем, что важно, когда только приходишь на новый рынок. Преимущество RUZ TRADER в его системности и отличном знании рынка – специалисты знают менталитет, язык, делают анализ рынка, проводят подбор и верификацию партнеров. 

Многие, кто заходил через РТРЦ, постепенно стали самостоятельными игроками. Например, «Технониколь» сейчас в свободной экономической зоне под Ташкентом основали свой завод. ГК «Фомлайн», производитель пенополиуретана, тоже заходили через РТРЦ, а в декабре 2021 года открыли собственный холдинг. «Новосталь» первые поставки делали с помощью RUZ TRADER, а сейчас арендовали отдельную базу. 

— Как изменились запросы бизнеса из России после 24 февраля? 

— Количество запросов увеличились в разы. Ранее запросы были экспортные, сейчас половина на экспорт, другая половина — запросы на параллельный импорт. Также есть запросы по организации собственной логистики через Узбекистан. 

—  Какие преимущества получает Узбекистан сейчас?

— Узбекистан может получить максимальные преимущества и выгоду, если сохранит хорошо ориентированные условия для российских компаний. Многие предприятия понимают, что Узбекистан является тихой гаванью для обхода санкционного давления. Более того, я знаю эти кейсы, когда предприятия именно благодаря обходу санкций присмотрелись к рынку и решили ставить производство в Узбекистане. В Узбекистане 35 млн жителей, добавим Киргизию (6 млн) и Таджикистан (8 млн), еще отсюда можно поставлять на юго-восток Казахстана и Афганистан. Это немалый рынок для развития бизнеса, а Ташкент изпокон веков был одним из центров объединения товаров, финансовых потоков. Сейчас президент Мирзиёев четко понимает свою миссию, миссию своей страны и правильно ее использует. С 2000 года до конца 2021 года за 20 лет в Узбекистане было зарегистрировано 2,5 тыс. предприятий с российским участием. С февраля 2022 добавилось сразу 600 компаний за несколько месяцев.  

В чем основная сложность выхода компаний в Узбекистан на экспорт?

— Сложности, несомненно, есть. И первая связана с уровнем развития рынка. По моим оценкам, предпринимательство в Узбекистане отстает от российского на 12-15 лет, на уровне наших 2008-2010 годов. Но они быстро учатся, быстро все осваивают. Поэтому бывает, что российские предприниматели, приходя на рынок Узбекистана, ожидают увидеть сервис как у нас — но его пока нет. Некоторые компании приходят с передовыми технологиями, которые и для российского рынка являются прогрессивными, а Узбекистан вовсе не готов к ним. 

Второе, это ментальные особенности. Узбекистан – восточная страна, и у них очень сильны законы гостеприимства. Если ты приехал к конкретному человеку, то он будет встречать тебя, кормить, развлекать. Некоторые российские предприниматели от этого немного «плывут» и начинают думать, что в бизнесе будет так же, поэтому вступают в партнерство, опираясь на эмоциональный фон. Но это гостеприимство, не более того. В бизнесе все будет как в бизнесе. Нечистоплотных людей в каждом этносе хватает — эта категория не зависит от национальности. Но многие наши предприниматели говорят, что в Узбекистане всех «кидают». Но нет, если вы гостеприимство приняли за деловой этикет, то это вы не разобрались как работать на рынке. Бизнес — есть бизнес, это чистая экономика и расчет. Поэтому нельзя основываться на эмоциях и отказывать от гарантий, контроля. В Узбекистане есть еще такой момент – узбеки никогда не отказывают. Они просто не умеют это делать. Вы можете спросить о встрече, вам ответят, что «да, приду», но не придут. Но это вовсе не обман, а национальная черта, которую надо учитывать. Здесь можно сделать реверанс и вернуться к РТРЦ – там работают люди с российским пониманием бизнеса, но очень хорошо зная местный менталитет. Они не позволят оступиться нашему российскому предпринимателю. 

— Какие узкие места с точки зрения регуляторики?

— Основная проблема в том, что Узбекистан очень быстро растет. Экономика растет, все активно развивается и законодательная база в активном движении. Законы часто догоняют, и надо тщательно следить за изменениями. Например, в Узбекистане НДС сейчас 15%, в 2023 году будет 12%. 

Раньше была проблема с инвестиционными гарантией, но сейчас все отлажено: есть омбудсмены по правам предпринимателей, государственные институты поддержки инвестиций. Все, кто планирует инвестировать, открывать свои предприятия или входить в собственность уже существующих компаний необходимо информировать об этом агентство привлечения инвестиций, чтобы был заключен инвестиционный меморандум и контроль всех нюансов и вопросов происходил на уровне госорганов. 

— Почему между Россией и Узбекистаном налажены только автоперевозки, а нет стойкого железнодорожного сообщения? Был же в прошлом году пробный запуск «Агроэкспресса».  

— Сейчас все страны Центрально Азии взаимодействуют посредством автоперевозок. В 2021 году я организовывал первое посещение российских логистов «РЖД-Логистика» Узбекистана, министерства транспорта, узбекские железные дороги. Мы встречались с крупными производителями и поставщиками сельхозпродукции легкой промышленности с целью проработки этого проекта. В октябре или ноябре была пробная поставка, после о нем перестали громко говорить. Зная как устроен АПК в Узбекистане, и тем более Киргизстане и Таджикистане, я считаю, что страны не готовы к участию в проекте в этом проекте, потому что все сельхозпроизводители в Узбекистане разобщены. В Узбекистане нет качественных пунктов сбора урожая, пунктов обработки, сортировки, упаковки. На сегодняшний день в основном – не везде, но в 70% – сбор происходит таким образом: на поле заезжает машина, упаковывает в ящики, в рефконтейнер и поехали. Для того чтобы это происходило через железную дорогу надо сгрузить, привезти на пункт сбора, обеспечить качественно хранение, температурный режим, набрать определенный объем, привезти на станцию к приходу поезда. У них нет подготовительных мощностей, нет распределительных центров, сборных пунктов. И пока никто не торопится вкладываться в инфраструктуру. Есть примеры, распределительных центры в Фергане, еще в паре городов, но это «капля в море». 

Второй момент связан со скоростью доставки. Автомобиль доставит груз до Москвы за 4-5 дней, а отправка железной дорогой на сегодняшний день занимает пару недель, что губительно для большинства сельхозпродуктов. 

Однако я общался в министерстве транспорта с чиновником советской закалки, который рассказывал, что в СССР за двое суток товар приходил из Ташкента в Москву, так как поезда были литерными, они шли вслед за скорыми. Но сейчас поезду нужно пройти две границы, три государства, а у каждого своя тарифная политика. Существует ряд вопросов, которые нужно решать. Для предпринимателя важны условия, он не будет рисковать своим заработком, чтобы участвовать в проектах, которые не дают ему прямых выгод. 

— Как видно из курса соседней страны — Казахстана, страна боится вторичных санкций. Узбекистан стал более открыт для России. Как вы думаете почему? 

— Каждая страна самостоятельно формирует национальные интересы. Казахстан – одним образом, Узбекистан – другим. Туркменистан вообще закрыт, они не стремятся во внешний мир. Касаемо вторичных санкций, все на них оглядываются, но каждый решает по-своему. Сейчас между руководством наших стран полное взаимопонимание с обеих сторон. Я общаюсь с российскими чиновниками и вижу направленную заинтересованность в сторону Узбекистана, и точно так же я вижу заинтересованность узбекских чиновников, для которых Россия – долгосрочный стратегический партнер. Российские предприниматели, приходя в Узбекистан, не боятся делать создавать предприятия, развивать технологии, помогать узбекскому бизнесу осваивать эти технологии, а не просто выкачивать ресурсы, как часто встречается в западной модели. Я думаю, что сейчас у нас правильная стратегия и ее реализация.