От перемены мест слагаемых, сумма не меняется — таковы законы арифметики для начальной школы. Но так не всегда в реальной жизни
В сфере ВЭД грядут очередные перемены. Конечно, в идеальном мире наших нормотворцев все перемены ведут только к лучшему. Но мы, к сожалению, обитаем на грешной земле, а точнее в Российской Федерации, и практически любые инициативы у нас имеют как выигравших, так и проигравших. Причем, иногда невозможно предсказать пропорцию между первыми и последними.
В романе Достоевского Иван Карамазов в беседе с Алешей сказал, что никакая всеобщая гармония не стоит слезинки ребенка. Наши чиновники далеки от мыслей Карамазова и безусловно считают, что высшая гармония стоит любых ручьев из слез, прольющихся из невинных глаз.
Чтобы не плакать понапрасну постараемся разобраться в бенефициарах будущих изменений.
В недрах Министерства финансов родился проект приказа «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций». В этот приказ внесены мысли, давно бродившие в умах ФТС.
Основные нововведения заключаются в следующем:
Если ввоз товара осуществлен морским транспортом, то оформление будет осуществляться в ЦЭД, в зоне деятельности которого произошел ввоза товара вне зависимости от местонахождения груза в текущий момент. То есть, например, если груз прибыл в Новороссийск, то куда бы хитрый участник ВЭД не осуществил транзит, оформлять ДТ будет Новороссийский ЦЭД.
Если ввоз товара осуществлен сухопутным транспортом, то оформление будет осуществляться в ЦЭД по месту регистрации декларанта. Иными словами, если компания зарегистрирована в Находке, оформлять декларацию будет Дальневосточный таможенный пост, даже если груз приехал через Торфяновку и стоит в Выборге.
Что делать с часовыми поясами и каким образом таможенные органы будут налаживать внутреннее взаимодействие остается догадываться. Здесь и польется ручей слез «замученных» участников ВЭД.
В чем же высшее благо?
Кому лучше знать, что представляет из себя участник ВЭД, как не таможенному органу, в регионе деятельности которого располагается этот участник?
Согласитесь, что таможенники Санкт-Петербурга гораздо лучше понимают вероятность заявления недостоверных сведений заводом «Красный треугольник», чем их Дальневосточные коллеги. Да и возможности организации выездной проверки гораздо шире.
Исключения для морских таможен связанны с большими объемами и спецификой товаров, прибывающих водным транспортом. Но и здесь логика понятна.
Некоторые участники ВЭД явно предпочитали не связываться с таможней прибытия и увозили свои грузы во внутренние таможенные органы. Видимо ФТС считает, что это делалось исключительно по причине недобросовестности участников ВЭД.
Необходимо лишить их этой возможности.
Таким образом, мы возвращаемся в 1861 год. Для участников ВЭД закрепится крепостное право. И в качестве Юрьево дня будет возможность открыть филиал со своим КПП или перерегистрировать фирму.
В противовес мнению ФТС я считаю, что большинство транзитов было не для того, чтобы поймать рыбу в мутной воде, а от безысходности и нежелания тратить время и силы на доказывание своей правоты. Для многих, было легче уехать вглубь страны и на вменяемом посту доказать свою правоту, чем биться в закрытые двери таможни прибытия.
Таможни, к которым приписаны участники ВЭД, вряд ли станут от этого человечней.
С проигравшими все более-менее понятно: это все, кто совершал транзит, и кто приписан к таможенным органам, с которым не нашел должного взаимопонимания.
Кто же в выигрыше?
Прежде всего, конечно, ФТС. Лучшая управляемость, возможность осуществления выездных проверок – очевидные плюсы изменений для ФТС.
Также к выигрывающим можно отнести таможенные органы Новороссийска и Владивостока, откуда традиционно шел большой поток транзитных грузов.
Казалось бы, в выигрыше должны быть и те участники ВЭД, у которых сложились отношения с таможенными органами в месте их регистрации. Но эта выгода сомнительна. Большинство крупных компаний входят в низкий уровень риска и фактически и до нововведений могли выбирать орган оформления. Сохранится ли эта льгота для них после вступления приказа в силу неизвестно.
Главными бенефициантами подобных нововведений станут крупные логистические компании с расширенной сетью присутствия. Имея филиалы в местах фактического расположения всех ЦЭД, крупным игрокам будет легче отстаивать интересы декларанта в любом таможенном органе. Небольшим участникам рынка такие масштабы будут не по плечу.
Легко спрогнозировать, что произойдет очередное укрупнение рынка брокерских услуг
Резюмируя вышесказанное, можно посоветовать участникам ВЭД либо вспомнить цитату Достоевского: «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием», либо уже начинать переделывать свою логистическую цепочку и искать подрядчиков под веяния новых инициатив.