Зачем нам нужны логистические компании, специализирующиеся на транспортировке искусства, рассказали на дискуссии AGA Talks, котораяпрошла при поддержке Ассоциации галерей.
Арт-логистика нужна для транспортировки произведений искусства вне зависимости оттого, к какому видуотносится перемещаемый предмет — современное искусство, культурная ценность, музейный фонд, музейный предмет. Задача арт-логистики — не просто доставить произведение искусства от одной до другой выставки, но еще и сохранить его форму и технику, чтобы оно не пострадало в пути.
По правилам Министерства культуры и Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» музей обязан работать только с компаниями, которые специализируются на перевозке предметов искусства. С произведениями современного искусства таких ограничений нет. Однако новые медиа и новые техники также требуют новых решений. Например, современный художник Сергей Шеховцов работает с поролоном. Для логистов или музеев возникает вопрос, что делать с работами из поролона, так как данный материал не является художественным и у него есть срок годности.
Как перевезти предмет искусства:
1. Предоставить каталожное описание работы (автор, название, техника, год, стоимость) и описать задачу(например, перевезти предмет из одного города в другой или отправить в другую страну, чтобы она осталась там в течение определенного времени, а потом вернулась обратно);
2. Определить тип вывоза, например постоянный или временный вывоз;
3. Определить способ перевозки — авиа, авто, море, ж\д;
4. Определить тип упаковки и упаковочных материалов в зависимости от способа транспортировки;
5. Застраховать;
6. Получить экспертизу Министерства культуры РФ;
7. Пройти таможенное оформление.
В каждой стране существует арт-рынок, а значит существуют компании и менеджеры, которые занимаются егофункционированием. Найти арт-логиста в другой стране можно с помощью Google или по рекомендациям. Перевезти предмет искусства в странах Европы проще и дешевле благодаря единой зоне. Таможенный союз усложняет транспортировку произведений искусства.
КАК ЛОГИСТИЧЕСКИЕКОМПАНИИПЕРЕВОЗЯТ ПРОДМЕТЫ ИСКУССТВАЗА ГРАНИЦУ,КАКИЕСУЩЕСТВУЮТМЕХАНИЗМЫ ВВОЗА И ВЫВОЗА, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО?
В российском таможенном законодательстве «искусство» — это уникальный продукт, к которому, к сожалению,не предусмотрены упрощенные правила для перемещения. Термина «произведение искусства» в российскомзаконодательстве нет, но есть термин «культурная ценность», который освобождает перевозчика от уплаты излишнихденежных средств.
Следуя данному определению, статус культурной ценности может получить крайне широкий список произведений искусства. Ценности делятся на несколько категорий, имеющих историческое, культурное и художественное значение.
«Вкатегориюценностей, имеющих историческое значение, относят предметы, созданныедо1946 года,чтоестественносвязано с событиямиВтороймировой войны.Сюда относятвещи,имеющиемемориальнуюпамять—историко-военныевещи, медали, амуниция, в том числе предметы,вывезенныеиз Германии, и их вывоз запрещен из России. Раньшезакон запрещалвывозить предметыстарше100лет», — говорит Юлия Осадчая, юрист-международник, искусствовед, специалист по банковскому, финансовому праву и праву в области искусства, арт-консультант, основательница образовательного проекта и арт-клуба ARTIKA.
Принадлежность предмета к «культурной ценности» определяют эксперты Минкультуры РФ. По закону они обязаны физически рассмотреть вещь, на которую проводят экспертизу. На основе всестороннего анализа предмета с определением его подлинности, авторства, наименования, места и времени создания, материала и техники исполнения, с фиксацией размеров (веса), отличительных особенностей, состояния сохранности выносится экспертное заключение.Оно должно содержать обоснованные выводы относительно возможности или невозможности временного или постоянного вывоза представленных культурных ценностей с территории Российской Федерации и предложения по их оценке, основанные на их рыночной стоимости.
По словам Осадчей, механизм взаимодействия между Министерством культуры, галереей и таможенными органами не до конца отработан, и нет устоявшегося списка документов, которые необходимо предоставить таможенной службе. Однако для перевозки любого предмета всегда требуется документ, удостоверяющий право собственности. Юристы призывают заключать договор купли-продажи, даже если приобретается недорогое современное искусство или ввозится предмет, который можно без декларирования его в качестве культурной ценности. В случае отсутствия договора можно оформить документ, подтверждающий право собственности за данностью владения. Для этого нужно обратиться к нотариусу с подтверждением, что хозяин картины владеет ею более пяти лет. Это может быть документ от музейной выставки, где произведение публично выставлялось, либо документ от экспертов Министерства культуры.
Также существуют международные законы и национальные, дающие свое определение «культурной ценности». Зачастую они противоречат друг другу. Поэтому всегда стоит смотреть на особенности законодательства той или иной страны, куда перевозится предмет.
Постоянный и временный ввоз / вывоз
«На сегодняшний день большая часть произведений искусства признается экспертами Министерства культуры как культурная ценность, поэтому ввозится без пошлины. Если предмет не признается культурной ценностью, а ввоз производится на частное лицо, то вещь облагается налогом, который составляет либо 15% от стоимости, либо 4 евро за килограмм груза. На практике таможненный орган всегда выбирает больший показатель. Например, был случай, когда оформление килограмма перьев стоило огромных денег».
«Ни один таможенный офицер не может выпустить произведение искусства без подтверждения, что данный предмет не является культурной ценностью или не является ценностью особого назначения, которая вообще не подлежит вывозу из страны. В случае постоянного вывоза произведения искусства, не являющегося культурной ценностью, оно вывозится без налогов и пошлин. Если произведение искусства попадает под закон о ввозе и вывозе, но подлежит вывозу, то владелец предмета оплачивает пошлину Министерству культуры: физическое лицо — 5% от стоимости предмета,юридическое — 10%. Если предмет имеет особую ценность для страны, то тогда его невозможно вывести. К таким предметам, например, относятся работы Айвазовского или Малевича».
Еще в 90-х прошлого века Россия присоединилась к конвенции Карнет АТА, которая определяет упрощенные условия таможенного оформления временного ввоза и вывоза товаров для проведения выставочной деятельности, а также некоторого оборудования. В России данный документ выдается ТПП РФ. Стоимость выдачи Карнета АТА состоит из фиксированного тарифа и суммы в размере 0,3% от общей стоимости товаров.
По словам Дианы Моцонашвили, если вывозятся произведения для участия в выставке, где обязательным условием является возможность продажи произведения, то стоит ориентироваться на стоимость работы, наличие места для хранения произведения после завершения выставки, а также желание продавца или галериста вернуть произведение «домой». Галеристы, которые участвуют в международных выставках, чаще всего везут предметы в режиме постоянноговывоза. Дальше предметы экспонируются по всей Еврозоне. Непроданные предметы искусства обычно возвращаются обратно в Россию под налог 15% от стоимости или отправляются на склад хранения в Европе. Бывает, что за один-двагода путешествий вещи становятся культурной ценностью и возвращаются в страну без налогов. К примеру, художница Марина Абрамович, участвуя в биеннале, решила отмыть говяжьи кости в перформансе «Балканское барокко», после чего твердые органы стали произведением искусства.
В случае, когда работа была вывезена временно, а на выставке нашелся покупатель, то таможенные аналитики советуют ввезти работу обратно, переоформить на постоянный вывоз ивывези обратно к покупателю. Процедура переоформления сложна, поэтому эксперты не советуют ей пользоваться, рассказывает Юлия Осадчая.
Страхование
Обязанность страховать предметы искусства, принадлежащие государству в лице учреждения культуры, при их временном вывозе за рубеж закреплена законодательно.
«Страхование призвано защитить от рисков, которым подвергается произведение искусства в процессе перемещения, пребывание в незнакомом месте и при возврате обратно. «Старые мастера» чаще подвержены риску кражи, а произведения современного искусства — наступление повреждений в результате вандальных нападений. Есть много случаев, когда разные психопаты поливали жидкостью произведения искусства, или когда их крадут на глазах у изумленной публики».
Отношения с таможнными органами, влекущие за собой дополнительные платежи, но при сохранении целостности предмета искусства, не являются страховым случаем, так как существует порядок предоставления документов.
Андрей Куча
Начальник отдела страхования культурных ценностей Штаб-квартиры АО «АльфаСтрахование»
КАК ОЦЕНИТЬСТОИМОСТЬПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА?
По Закону РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»имущество должно быть застраховано на действительную стоимость, однако не дано определение данного понятия.Обычно под «действительной стоимостью» подразумеваться текущая рыночная стоимость. Оценочные компании самостоятельно разрабатывают методики определения рыночной стоимости, и не многие готовы открыто делиться своими стандартами.
По словам Андрея Куча договор страхования устанавливает предел ответственности страховщика перед клиентоми размер страховой суммы, которая в идеале равна действительной рыночной стоимости произведения искусства. Это выгодно для обеих сторон. С одной стороны, страховщик назначает справедливую стоимость своих услуг, исходя именно из страховой суммы. С другой стороны, если что-то случиться с предметом искусства, то убытки клиента будут покрытыв полном объеме.