В России цифровые технологии оказывают на транспортную отрасль все более существенное влияние и это позволяет глубоко трансформировать существующие процессы транспортного комплекса, вводить в правовое поле новые объекты транспорта, вносить изменения в сферы взаимодействия субъектов отечественного транспортного комплекса. Появился беспилотный оптимизировать цепочки поставок, прогнозировать автомобилей и многое другое. Жизнь пассажиров и водителей становится безопаснее, а бизнес может зарабатывать больше. Данные, генерируемые внутри транспортного комплекса, получают новые свойства и ценности, и это будет определяться именно их цифровой сущностью. Формируется новая ценность — цифровые активы транспортного комплекса.
21 сентября 2023 года на площадке центра конференций “Сегодня” объединились лидеры мнений и эксперты в области цифровизации транспортной отрасли. В рабочих сессиях III Ежегодной конференции “Цифровизация транспорта 2023” участники обсудили актуальные вопросы применения цифровых технологий, представили практики использования нововведений и определили точки роста для инноваций в транспортных технологиях будущего, возникающих из простых требований: эффективности, легкости и безопасности.
На прошедшей конференции помимо общей темы цифровизации процессов и бизнеса, обсуждались те актуальные проблемы, которые попутно необходимо решать на пути к цифровой трансформации – это и ограничения в доступности софта, и политические, а также вопросы безопасности.
Безусловно, за прошедшие 1,5 года, произошло немало изменений, но текущее настроение докладчиков уже без панических призывов и растерянности. Все, так или иначе, нашли замену привычным комплектующим, софту или изменили цепочки процессов.
Представитель от ФГУП “ЗащитаИнфоТранс” рассказала, что удалось создать за один год российскую систему передачи авиационных сообщений, включающую в себя обмен сообщениями между аэропортами, авиакомпаниями, бортами воздушных судов и т.п. Как выразилась докладчик: «Мы создали за год систему, которую швейцарцы разрабатывали 70 лет».
На данный момент к ней подключены все крупные аэропорты страны и авиакомпании.
Тема беспилотного транспорта сейчас особенно актуальна, все понимают, что за ним будущее, но по причине неразвитости правового регулирования, а также нехватки соответствующей инфраструктуры пока его массовое использование затруднительно.
Антон Редько, сооснователь и директор по развитию цифровой платформы MUST для
грузовых и коммерческих автопарков, рассказал о новом методе подбора кадров – «технология психо-профилирования». В условиях постоянной нехватки водителей (на 2021 дефицит на весь мир составлял 800 тыс. вакансий, а сейчас около одного миллиона), кадровый вопрос особенно актуален. «Технология психо-профилирования» позволяет по двум фото оценить потенциальное поведение человека в различных ситуациях, а также без стажировок и офлайн-тестирования принять решение о приеме.
На конференции затрагивались многие темы: потенциал бесшовных мультимодальных перевозок, пробелы во внедрении системы электронных перевозочных документов, применение нейронной сети для распознавания происшествий на дорогах. На вопрос: кто является драйверами цифровой трансформации на транспорте – компании цифровой индустрии, производители подвижного состава, компании-перевозчики, владельцы инфраструктуры? – нет однозначного ответа. Но есть понимание, что необходимы и поддержка государства, и объединение бизнеса.
Текст: Александра Мишуринская, руководитель проекта «Парадигма Софт»