Таможенно-логистическую деятельность в Сибирском федеральном округе в современных условиях обсудили таможенники и предприниматели на конференции, организованной службой федеральных таможенных доходов СТУ. В режиме онлайн в ней приняли участие около 160 представителей деловых кругов, логистических компаний, владельцев складов временного хранения, общественных объединений бизнеса разных регионов СФО, региональных Торгово-промышленных палат, должностных лиц таможенных органов.
Эксперты конференции отметили, что в условиях переориентации товарных потоков с запада на восток транспортные коридоры СФО, соединяющие Россию и азиатские рынки, приобретают важнейшее значение. Поэтому СТУ совместно с Росгранстроем и другими заинтересованными ведомствами уделяет серьезное внимание модернизации существующей таможенной инфраструктуры. В разных стадиях реконструкции и строительства находятся 9 из 15 пунктов пропуска в регионе деятельности управления.
Как отметил начальник службы организации таможенного контроля СТУ Тимофей Бажин, реконструкция пунктов пропуска на границе с Монголией значительно увеличит транзит китайских товаров. К завершению проектов пропускная способность пункта пропуска «Ташанта» вырастет в 2026 году в 5 раз до 1020 транспортных средств в сутки, а «Хандагайты» к концу 2023 года – в 2 раза до 200 машин в сутки, при этом планируется изменить его статус на многосторонний пункт пропуска.
Грузопоток через международный пункт пропуска «Ташанта» уже значительно увеличился: с начала года транзитом из Китая через него перемещено почти 200 товарных партий. Интерес к данному направлению подтвердили участники конференции, в том числе, дилеры китайских грузовиков и техники, которые рассказали о своем опыте и дальнейших планах использования этого удобного транспортного коридора.
О перспективах развития бизнеса рассказали на конференции представители владельцев складов временного хранения. По их словам, в ближайшие годы в Новосибирской области, Алтайском крае и Республике Алтай в дополнение к имеющимся мощностям будут реализованы инвестиционные проекты по увеличению складских площадей и оснащению современным складским оборудованием.
В условиях изменения товаропотоков действенными инструментами поддержки бизнеса стали первоочередной порядок совершения таможенных операций в отношении социально значимой продукции и товаров критического импорта, применение современных таможенных технологий, авторегистрации и автовыпуска. Практически на треть сокращено количество таможенных осмотров при сохранении качества контроля. Среднее время выпуска безрисковых товарных партий снизилось до 19 минут, рисковых – до 5 часов.
Благодаря обнулению ставки ввозной таможенной пошлины в 2022 году около тысячи участников ВЭД СФО сэкономили более чем 2,4 млрд рублей. В СТУ нулевые ставки пошлин применялись по 637 товарным позициям, в том числе по продовольствию, лекарственным средствам, медицинским изделиям, комплектующим для производств.
Также осветили новеллы администрирования таможенных пошлин и валютного законодательства. В частности, отмечено, что произошли изменения в валюте контрактов: доля сделок в долларах США и евро снизилась, в 2,3 раза выросло количество расчетов в юанях.
«Несмотря на внешние ограничения и барьеры крупные инвестиционные проекты, транспортно-логистические комплексы в Сибири продолжают развиваться. Это подтверждает как информация, представленная участниками конференции, так и положительная динамика внешней торговли СФО», – отметил заместитель начальника СТУ Дмитрий Колыханов, выступивший модератором мероприятия.