Михаил Фишман, региональный директор ГК Аривист
Пару лет назад я писал басню про предпринимателя Тимошкина, и вот спустя время решил вернуться к его судьбе и посмотреть прав ли я был, предрекая концептуальные последствия от смены контроля с момента выпуска таможенной декларации на этап после выпуска ДТ.
Несколько кейсов в моей практике за последнее время заставили меня задуматься над этой темой.
Оказалось, не все последствия нововведений были очевидны сразу, и жизнь преподнесла нам некоторые сюрпризы. В 2019 году не было понятно, что с переносом контроля после выпуска поменяются и сами контролируемые лица.
Когда таможенный орган проверял участников ВЭД в момент выпуска декларации, то основной акцент делался на таможенной стоимости товаров. Соответственно проверяли, как правило, фирмы, которые можно было заподозрить в намеренном занижении таможенной стоимости.
Перенеся контроль на этап после выпуска ФТС сменил и объект контроля. Теперь объектом пристального внимания таможенной службы стала классификация товара, правильность подтверждения соответствия товара и структура таможенной стоимости. В десятки раз выросло количество споров по лицензионным платежам.
Давайте задумаемся, кто платит лицензионные платежи, кто часто сертифицирует свою продукцию, кто возит товар, платежи на который от перемены кода ТНВЭД могут вырасти в несколько раз? Ответ очевиден — это крупные компании с многомилионными бюджетами. Конечно, в поле зрения и наш ИП Тимошкин, но это мелкая рыбешка в безграничном океане, попадающая в невод таможенного органа.
Вот и получается, что, изменив место таможенного контроля, поменялся и субъект контроля. Государственному органу не до борьбы с мелкими мошенниками, занижающими таможенную стоимость. Что с них взять? Сейчас идут многомилионные споры с крупными предприятиями, подчас с государственным участием. Лицензионные платежи насчитывают миллиарды рублей.
С одной стороны, неискушенный читатель порадуется: многомиллиардные доначисления идут в бюджет, а страна богатеет, как тут не радоваться? К сожалению, ФТС редко задумывается о последствиях своих действий и никогда не вспоминает о том, что основная функция таможни регуляторная, а не фискальная. Доначисляя миллиарды производственным предприятиям и пытаясь за их счет пополнить государственный бюджет, можно эти предприятие просто разорить. В итоге экономика страны не получит ничего, хуже того – пропадут рабочие места, и, здравствуй, бедность.
Одно дело ловить мошенников и совсем другое арестовывать станки у производств, под предлогом неправильной сертификации пару лет назад.
Было бы полбеды, если бы таможенный орган просто доначислял неуплаченные, по его мнению, платежи, но нет, повинуясь палочной системе, ФТС начисляет штрафы и заводит административные дела. И это не за преднамеренное нарушение законодательства, а за разногласия в том, что необходимо включать в таможенную стоимость и как классифицировать товар.
Конечно, ФТС действует в рамках закона и приводит множество доказательств своей правоты. Но, к сожалению, действительность такова, что теперь таможня все чаще спорит не с теми, кто намеренно пытался обмануть государство, а с компаниями, осуществляющими на территории Российской Федерации среднюю и крупную экономическую деятельность. И выигрывая каждый такой спор в суде, таможня фактически приносит не пользу, а вред государству.
Подведем итог. Главным новшеством от смены этапа таможенного контроля стало изменения объектов контроля.
Теперь часто приходится слышать от руководителей компаний, что раньше никогда не возникало таких проблем с таможенными органами. Да, вас никогда и не проверяли так, как сейчас. То, что у вас в прошлом не было проблем с ФТС, не гарантирует, что их не будет в будущем. В конце концов, ваши ожидания – это ваши проблемы.
Поэтому помните цитату Джона Дона: «А потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе».