За последние два месяца в законодательстве РФ и ЕАЭС произошли изменения, в том числе и в области сертификации продукции. Эти нововведения важно учитывать производителям, поставщикам и импортерам при выпуске товаров в обращение на российский рынок.
Рассмотрим их подробно.
Особенности ввоза и оценки соответствия ввозимой в РФ продукции
Изменения касаются импорта товаров в Россию с учетом условий внешних санкций. О нюансах прохождения таможенного оформления таких товаров информирует ФТС для того, чтобы обеспечить единый порядок прохождения таможенного декларирования.
Советом ЕЭК определен порядок ввоза продукции в страны ЕАЭС (Решение № 130 от 12.11.2021). Он касается товаров, которые должны проходить обязательную проверку качества и безопасности на таможенной территории ЕАЭС.
На сегодняшний день для ввозимых в РФ изделий, реализация которых не предусмотрена на территории других стран-участниц ЕАЭС, новые положения используются с учетом требований, которые были утверждены в марте 2022 года Постановлением Правительства № 353. Данное постановление регулирует деятельность, связанную с оформлением разрешительной документации в РФ. Документ принят для сокращения издержек, возникающих в процессе прохождения оценки соответствия изделий, выпускаемых на рынки.
Решение № 130 и ПП 353 действуют только в отношении товарных категорий, которые подлежат подтверждению безопасности:
— по тех. регламентам Таможенного Союза;
— согласно законодательству РФ (в национальной системе стандартов).
ПП 353 предусматривает возможность продлить на один год сроки действия разрешительной документации, которые истекают в промежутке с 14.03.2022 г. по 01.09.2022 г.
Приложение 18 ПП 353 (п. 4а) содержит перечень запчастей, комплектующих деталей, сырьевого материала. На изделия разрешено не предъявлять таможенной службе сведения о разрешительных документах. При этом декларант должен предоставить уведомление по форме, утвержденной в приложении.
В рамках ПП 353 участники внешнеэкономической деятельности в период с 14.03.2022 г. по 01.09.2022 г. имеют право зарегистрировать декларацию на партию или единицу изделия на особенных условиях – на основании собственной доказательной базы. Приказ № 1003, принятый Минпромторгом РФ 25.03.2022, утверждает список товаров с кодами ТН ВЭД, для которых данные условия не предусмотрены.
Обзор изменений, установленных Постановлением 353, связанных с положительными сторонами декларирования по упрощенной схеме, опубликован на сайте ФСА для ознакомления с ними юридических лиц и ИП, действующих в РФ.
Допускается регистрация декларации по упрощенной схеме на основании следующей документации (выбор осуществляет заявитель):
- зарубежная документация о подтверждении безопасности;
- документы, подтверждающие качество, выданные 3-ми странами;
- отчеты о проверках и протоколы испытаний, выдачу которых осуществляли российские и зарубежные уполномоченные органы по сертификации.
При этом предоставлять таможенной службе упрощенную декларацию и сведения, являющиеся основанием для ее принятия, не требуется. Для дальнейшей оценки соответствия в аккредитованной лаборатории возможен отбор образцов из партии товаров, ввезенных в РФ по упрощенной декларации. Если необходимо оформить разрешительную документацию по общеустановленной схеме, ввоз образцов для испытаний декларируется таможенной службой. С детальными правилами ввоза образцов можно ознакомиться в Рекомендациях ФТС.
О поддержке поставок «критического» импорта
Правительство планирует поддержать поставки так называемого критического импорта в РФ. Кабинетом министров было предложено предоставление предприятиям субсидий и кредитов на льготных условиях в связи с санкционными ограничениями.
В приоритетный список войдет оборудование для топливно-энергетического комплекса, транспортной отрасли и сферы IT-технологий. Также планируется предоставление субсидий на финансирование импортных контрактов по линии ВЭБ.РФ и АО «Росэксимбанк», а также отсрочек по оплате пошлин и НДС.
Получение субсидий и льгот возможно только для приобретения продукции из специального перечня, который относится к критическому импорту. Государственная поддержка предусмотрена при импорте оборудования из любых стран, не имеющего аналогов в России. Контроль выполнения данной задачи возложен на первого заместителя председателя Правительства РФ – А. Р. Белоусова. Ответственность за наполнение списка товаров критического импорта, которые подлежат гос. поддержке, возложена на Минпромторговли России.
Товары, которые не подлежат оценке соответствия по ПП 353 по упрощенной схеме
Приказ Минпромторговли № 1003, вступивший в силу 05.04.2022 г., утвердил список товаров с номенклатурой ТН ВЭД, в отношении которых не действуют требования ПП 353. То есть для них не предусмотрена оценка соответствия по упрощенной схеме. К ним относятся:
— пиротехника, взрывчатые смеси;
— лифты и механизмы для их функционирования;
— самоходные машины, техника для сельхозработ и прицепы к ним;
— дробильные машины, подъемные краны, экскаваторы и пр.;
— оружие, оружейные патроны;
— отопительные радиаторы и конвекционные обогреватели;
— цемент;
— химикаты;
— газопроводные полиэтиленовые трубопроводы;
— одежда, белье и иные детские товары.
Для всех остальных товарных категорий, поставляемых партиями или в единичном виде, возможно декларирование на базе доказательств заявителя. Упрощенная декларация действительна 6 месяцев. Предприниматели не имеют права наносить знак «ЕАС» на продукцию и заниматься реализацией в других странах ЕАЭС.
Вступление в действие ТР ЕАЭС 048/2019 планируется отложить
ТР ЕАЭС 048/2019, устанавливающий нормы обеспечения энергоэффективности технических средств, потребляющих энергию, должен был вступить в действие 01.09.2022 г. (кроме некоторых разделов приложения 16).
Вступление в силу тех. регламента отложено 01.09.2025 г. Однако Министерством Республики Казахстан был разработан проект, предлагающий перенести дату вступления в силу ТР ЕАЭС 048 из-за существующих рисков, связанных с готовностью рынка:
- Отсутствует утвержденный порядок разработки этикеток для энергопотребляющих устройств.
- Отсутствует утвержденный перечень стандартов, которые содержат методики исследований и разработаны с целью соблюдения требования регламента и проведения оценки соответствия.
- Не принята инфраструктурная база, которая требуется для соблюдения норм регламента (лаборатории для испытаний, стандартные образцы и т.д.).
По всем указанным пунктам для полноценного перехода необходимы существенные временные затраты. С учетом текущей ситуации у предприятий будет недостаточно времени на подготовку к новым требованиям. По этой причине предложено отложить введение в действие регламента 048 и некоторых пунктов приложений сроком на один год. То есть вступление в силу планируется на 01.09.2023 г. На этот же период откладывается срок формирования этикеток (он будет заменен с 01.03.2022 г. на 01.03.2023 г.).
Параллельный импорт: какие товары иностранных брендов попадут в Россию
Минпромторговли России подготовило список продукции, касательно которой допускается параллельный импорт, то есть разрешение ввоза в Россию без получения согласия правообладателя продукции, реализация которой началась в иных государствах. На первом месте в перечне находятся марки автомобилей и сопутствующие им товары (двигатели, шины, запчасти).
Также параллельный импорт будет разрешен для смартфонов, электробытовой техники, игровых приставок Apple, HP, Samsung, Nokia и других марок.
В данный список входит оборудование для разных отраслей промышленности:
— ж/д, морской (речной) транспорт;
— сельскохозяйственная отрасль;
— лесоперерабатывающая промышленность;
— сфера электроэнергетики;
— горнодобывающая промышленность (добыча полезных ископаемых) и др.
Всего в перечень продукции, в отношении которой возможен параллельный импорт, входит 50 товарных групп и приблизительно 200 брендов.
Однако Минпромторговли РФ подлинность перечня еще не подтвердило, отметив, что на данный момент он находится на регистрации в Министерстве юстиции.
Мораторий на проверки предпринимательской деятельности
Важно отметить, что до конца 2022 года в РФ действует мораторий на проверки субъектов предпринимательской деятельности. Возможны внеплановые инспекционные проверки в исключительных ситуациях. К ним относятся случаи, при которых существует угроза жизни граждан, нанесения тяжкого вреда здоровью, угрозе обороноспособности и безопасности государства, возникновения техногенных и природных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Для проведения данных контрольных проверок необходимо согласование с органами прокуратуры.
Минэкономразвития РФ опубликовало единую базу (прежде она была в открытом доступе для контролирующих органов). В едином реестре видов контроля содержится приблизительно 23 тысячи видов различных проверок.