С каждым годом количество пользователей интернета увеличивается на 3-5%. Одним из наиболее активно растущих сегментов является электронная торговля. Пользователей привлекает возможность приобретения товаров удаленно, в том числе за рубежом, на выгодных условиях, что ведет к постоянному росту трансграничных почтовых отправлений в адрес юридических и физических лиц.

Курбатова Екатерина Дмитриевна, руководитель центра сертификации Ростест Урал

Таможенное регулирование электронной торговли в ЕАЭС

На территории ЕАЭС выстроена система таможенного регулирования онлайн-торговли, но она нуждается в постоянном совершенствовании в соответствии с реалиями текущего времени.

Базовые принципы таможенного регулирования интернет-торговли в ЕАЭС указаны в Таможенном Кодексе ЕАЭС и ФЗ №289. Законодательными актами установлено, что применяемые инструменты и механизмы контроля базируются на положениях международных договоров Евразийского экономического союза.

Установленные ТК и ФЗ требования основаны на следующих принципах:
— равноправие сторон;
— прослеживаемость действий при совершении внешнеторговых операций;
— гармонизация внутренних законов Союза с нормами международного права;
— использование современных технологий и достижений автоматизации.

Согласно ст. 256 ТК международные почтовые отправления (МПО) из зарубежных интернет-магазинов относятся к категории товаров для личного пользования. Их классификация зависит от особенностей и объема продукции, а также от частоты и регулярности совершения отправок грузов в адрес конкретного физического лица.

К товарам личного пользования не относятся (не могут пересылаться в МПО):

  1. лекарственные средства с содержанием психотропных и наркотических веществ;
  2. контрафактная, поддельная продукция;
  3. средства криптографии и шифрования;
  4. радиоэлектронные и высокочастотные устройства;
  5. алкоголь и табак;
  6. гражданское или военное оружие;
  7. отдельные виды технических средств (например, миниатюрные видеокамеры, игрушки со встроенным диктофоном и т.п.).

К продукции личного пользования, которая перемещается через границу государств, не применяются меры нетарифного регулирования.

Как правило, их контроль осуществляется в форме осмотра представителями ФТС в рамках выборочных проверок с использованием технических средств таможенного контроля (ТС ТК).

Товары для личного пользования подлежат таможенному декларированию в том случае, если превышены допустимые лимиты. Оформление ДТ осуществляется при таможенном оформлении физическом лицом или его представителем.

За несоблюдение положений ТК предусмотрена административная ответственность: за недекларирование или недостоверное декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, применяются санкции по ст. 16.2 КоАП РФ. Физлицам грозят штрафы в сумме от ½ до двукратного размера стоимости ввезенной продукции с ее возможной конфискацией.

Как растаможить посылку из зарубежного магазина?

По состоянию на 2021 год в России установлены следующие лимиты беспошлинного ввоза покупок из зарубежных интернет-магазинов:
— общая стоимость товаров – до 200 евро;
— общий вес МПО – не более 31 кг.

Учитываются одновременно оба параметра – пошлина взимается, если превышен любой из них. Ее размер составляет 15% от стоимости товаров или 2 евро – за килограмм.

До 1 января 2020 года действовало правило, согласно которому превышение рассчитывалось с заказов на одно физическое лицо в месяц. В 2020-2021 гг. этот показатель определяется на каждое почтовое отправление. В стоимость не входят расходы на страхование и доставку.

Расчет госпошлины на примере

Допустим, гражданин совершил покупку на зарубежной электронной площадке стоимостью в 240 евро, весом в 31 кг. В этом случае ему нужно заплатить (240 – 200)* 15% = 6 евро.

Если аналогичная по цене покупка весит не 31, а 35 кг, то расчет будет производиться следующим образом: (35 – 31) * 2 евро = 8 евро.

Чтобы ввезти МПО в ЕАЭС перевозчики запрашивают у покупателя все необходимые данные для оформления ДТ. Когда посылка поступает на таможню, гражданину приходит уведомление с суммой пошлины и реквизитами для ее оплаты. Товары, ожидающие оплаты, перемещаются на склад для хранения (за хранение также взимается плата). Помимо таможенной пошлины лицу необходимо оплатить сбор за оформление, размер которого составляет 250 рублей, и комиссию за услуги брокеров (если она предусмотрена).

Цели и задачи внесения изменений в ТК ЕАЭС

Решением Коллегии ЕЭК №102 от 13.07.2021 г. был одобрен и направлен на согласование в странах ЕАЭС проект изменений в Таможенный кодекс, которые связаны с регулированием внешней торговли на интернет-порталах.

Ранее действовала традиционная схема таможенного администрирования, в рамках которой физлица и компании могли ввозить товары, купленные в интернет-магазинах за рубежом без уплаты пошлин (в пределах установленных порогов) и без применения к ним мер нетарифного воздействия.

В 2020-2021 годах число таких сделок увеличилось, электронная торговля приобрела массовый характер, что привело к возникновению таких опасностей, как:

— закрытие оффлайн-магазинов;
— сокращение числа рабочих мест;
— уменьшение налоговых доходов государства из-за сокращения объемов оффлайн-торговли;
— перетекание выручки в те страны, где зарегистрированы ecom-магазины;
— угроза здоровью граждан из-за отсутствия контроля за качеством приобретаемых изделий;
— появление недобросовестной конкуренции – преимуществ у зарубежной продукции перед изделиями, производимыми в ЕАЭС.

Эти тенденции демонстрируют, что сфера внешней торговли нуждается в новых правовых инструментах и механизмах.

Запланированные изменения сводятся к выделению некоторых товаров, которые покупаются гражданами и организациями на зарубежных интернет-площадках в отдельную категорию.

В отношении товаров будут установлены специальные меры:

  1. таможенного оформления;
  2. налогообложения;
  3. расчета суммы пошлин;
  4. технического регулирования.

Одна из ключевых задач нововведений – упрощение администрирования на таможне. При работе с товарами, купленными в интернете, должностные лица таможенных органов будут взаимодействовать не с большим количеством граждан и фирм, а с ограниченным кругом уполномоченных лиц, которые будут выполнять функции по:
— заполнению и подачи деклараций;
— перечислению налогов и пошлин за ввозимые в МПО товары;
— нести ответственность за правомерность совершаемых действий.

В настоящее время государства-члены ЕАЭС обсуждают два ключевых момента, связанных с регулированием интернет-торговли – это установление критериев, которые позволяют отделить продукцию, приобретаемую на иностранных интернет-площадках, от посылок, пересылаемых между собой гражданами, и определение ценовых порогов для беспошлинного ввоза товаров.

Таможенное регулирование и цифровизация

В 2020 году была принята Стратегия развития таможенных органов до 2030 года. Ключевые цели в рамках Стратегии – цифровизация и автоматизация процессов. Планируется, что уже к 2024 году доля операций, которые совершаются в автоматическом режиме и не идентифицируются как рисковые, должна составить 50%. К 2030 году запланирован рост указанного показателя до 100%.

Большинство упомянутых операций связаны с покупками резидентов ЕАЭС на зарубежных интернет-площадках.
В этой сфере имеются две противоположные тенденции:
— упрощение порядка оформления покупок на таможне;
— повышение контроля качества и постепенное снижение ценового порога для беспошлинного ввоза продукции.

В рамках цифровизации работы таможенных органов товары, приобретаемые в интернет-магазинах, должны быть выделены в отдельную категорию. Это целесообразно, потому что за последние 10 лет количество таких посылок возросло в 50 раз.

Второе решение в рамках Стратегии – введение института операторов интернет-торговли. Это специализированные организации, которые от имени и по поручению клиента обеспечивают доставку приобретенных им товаров в МПО. Рассматривается введение отдельной формы электронной декларации, а также упрощенного (заявительного) порядка декларирования.

Ожидается, что одним из операторов станет Почта России. Она входит во Всемирный почтовый союз, через нее проходит до 95% всех ввозимых в РФ отправлений. Помимо Почты России функции операторов смогут выполнять крупные экспресс-перевозчики, в том числе DHL, UPS, TNT и другие.

В настоящее время Почта России уже участвует в пилотном проекте, который длится три года. В рамках эксперимента из всех посылок, в отношении которых предусмотрена оплата пошлины, в упрощенном порядке регистрируется 25%. При этом процент платных отправлений пока невелик: из 170 тыс. покупок, совершенных резидентами РФ за 9 месяцев 2020 года, пошлиной облагалось всего 70 тыс,, что связано с высоким порогом беспошлинного ввоза товаров.

Сотрудничество операторов с маркетплейсами

Почта России участвует еще в одном эксперименте, который реализуется совместно с крупными маркетплейсами, в том числе Alibaba и Joom.

С указанными интернет-площадками заключены соответствующие договоры. Эксперимент предполагает, что маркетплейсы-участники получают регистрационный ID, который позволяет идентифицировать товар, покупателя и магазин. Все данные «встроены» в единый информационный поток вместе с кодом продукции и ее ценой, весом. Работа ведется по реестрам, в каждом из которых может разместиться до 5 тыс. отправлений. В рамках эксперимента проверка отправлений проводится в полуавтоматическом режиме, который позволяет отследить «серые» зоны.

Для небольших интернет-магазинов, которые не присоединились к Проекту, контроль осуществляется с помощью традиционных методик проверки и сопоставления.

Внедрение новых методов регулирования не приведет к увеличению сроков доставки и растаможки посылок за счет автоматизации процессов. Таможенное оформление совершается в течение одного дня, если не попадает под риск-контроль. Операторы должны располагать необходимыми мощностями для контроля покупок на срытые наркотики и оружие.