Такие данные приводят аналитики цифровой платформы сопровождения страхования грузоперевозок Zunami. Рост этих видов страхования связан со значительным повышением числа разнообразных рисков и нарушением стабильной работы логистических каналов, с которыми столкнулись российские компании за последние несколько лет.
За первые три квартала 2024 года страховые компании — клиенты платформы — увеличили объем страховых премий на 36%. Крупнейшим сегментом в сопровождении на платформе традиционно остается страхование грузов — почти 7 млрд рублей против 5 млрд в предыдущем периоде.
Наибольший прирост демонстрирует страхование ритейловых штрафов и сроков — объемы рассчитанной страховой премии с января по сентябрь 2024 года выросли до 1,7 и 1,3 раз соответственно.
«Грузовладельцы и перевозчики все больше внимания акцентируют на рисках, которые не были так ярко выражены еще два-три года назад. Например, на срывах сроков поставки или невыкупе и порче товара на складах. По данным Центробанка РФ, за первые шесть месяцев 2024 года возросло как количество инцидентов, так и убыточность по грузам — средняя стоимость убытка увеличилась на 40-45%. Поэтому цифровые инструменты в страховании становятся все более востребованными. С их помощью можно упростить и удешевить страхование логистики, а также сократить время на урегулирование и повысить прозрачность процессов между участниками рынка», — Артем Ефимов, генеральный директор Zunami.
Оксана Чернышева, руководитель отдела ценообразования и поддержки продаж «Скиф-Карго», рассказала, что самый популярный вид страхования в третьем квартале 2024 года — страхование грузов. Второй по популярности — страхование сроков доставки. Любой поставщик федеральных сетей страхует свои риски связанные с нарушением срока доставки, особенно «акционного» товара. Получая штрафы от сетей, рассчитанные от стоимости товара, грузовладельцы минимизируют свои риски, вызванные с недобросовестным исполнением своих обязательств транспортными компаниями, осуществляющими доставку.
При этом у «Скиф-Карго» есть ряд клиентов, которые категорически отказываются страховать свой груз, мотивируя свой отказ наличием полиса ответственности экспедитора и автомобильного перевозчика. Чаще всего это сегмент малого бизнеса, который ещё не сталкивался с потерей большой партии груза по причине пожара или кражи. Страхование ответственности экспедитора лимитировано определенной суммой на один страховой случай и фиксированной франшизой. При утрате дорогостоящего груза, возмещение грузовладельцу может не погасить полной суммы ущерба. А в случае страхования груза, сумма возмещения определяется документами, подтверждающими стоимость данного груза.
Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии», рассказал, что в компании более 98% грузов — всегда страхуются. Этот показатель стабилен на протяжении нескольких лет.
Сергей Масовец, генеральный директор «Логистик Авто», сказал, что компания страхует все грузы стоимостью более 500 тыс. рублей. В основном это промышленное, производственное , высокоточное оборудование, а также металлоконструкции, комплектующие, запчасти, спецтехнику. Количество договоров страхования в 3 квартале выросло на 18% по сравнению со 2 кварталом, и на 35% по сравнению с первым, что связано с увеличением количества перевозок. По сравнению с третьим кварталом 2023 года количество договоров страхования в 3 квартале текущего года увеличилось на 19%.
Если клиент принципиально не хочет страховать груз, то ему будут вынуждены отказать из-за репутационных рисков. Что касается новых рисков, которые появились за прошедший год, то они связаны с перевозками на новые территории и Белгородскую область.