Кроме того, переход на ЭДО поможет ускорить обмен документами.
На пересылку бумажной версии транспортной накладной может уходить от 5 до 30 дней (в зависимости от конечной точки маршрута). Без получения оригинала накладной за подписями всех участников перевозки, оплата невозможна. В случае с ЭДО, транспортная компания визирует накладную в течение нескольких минут после завершения перевозки, следовательно, можно выставлять счет.
Что касается затрат при переходе в электронный формат, они сопоставимы с расходами на бумажные перевозочные документы.
Три категории затрат при переходе на электронную транспортную накладную:
Первая — разовые затраты, в том числе на приобретение и интеграцию в информационную систему компании модуля. Их размер зависит от конкретных характеристик IT-систем. Специалисты «Контура» оценивают эти расходы в 50-500 тыс. руб.
Вторая группа затрат — оплата услуг оператора и тарифа с мобильным интернетом у провайдера сотовой связи. Чем больше количество документов, тем ниже стоимость.
Третья группа — регулярные расходы на приобретение устройств для обмена документами и за использование модуля оператора ЭДО. Стоимость смартфона или планшета — от 10 тыс. руб. Ежегодная плата за использование модуля составит в среднем 16-20 тыс. руб.
«Допустим, в автопарке компании — 50 транспортных средств. Загрузка парка — 90%, каждое ТС совершает один рейс в день. С учетом установки модуля для 1С, покупки смартфона водителю и затрат на мобильный интернет расходы, на одну ЭТРН составят в среднем 10 руб.», — приводит пример руководитель проекта «Логистика» в «Контуре» Павел Коптелов.
Переход на электронные документы также повысит прозрачность перевозки. Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта оценил объем «серого» рынка грузоперевозок в 2021 году в 70-80%. С переходом на ЭДО в государственной информационной системе будут доступны все данные об условиях транспортировки, включая информацию о транспортном средстве, водителе, стоимости перевозки и т.д. Скрыть часть информации о перевозке будет невозможно, и, как следствие, есть возможность исключить недобросовестную конкуренцию за счет оптимизации налогов и сборов.
Для участников рынка важно, чтобы процесс использования электронных перевозочных документов не привел к задержкам в поставках. Часть вопросов уже сняты, но сохраняются и нерешенные моменты.
По словам Елены Ткаченко, руководителя проекта «Экспертный совет «Электронные документы – эффективная экономика», внедрение новой формы ТРН принесет немало положительных изменений: например, исключение из документооборота посредников, которые физически не принимают груз во владение или не осуществляют перевозку собственным транспортом.
«Не разработаны форматы дополнительных служебных сообщений и документов, которые в комплексе с транспортной накладной позволяют автоматизировать процесс оформления перевозки. Например, не подготовлен формат электронной заявки, на основе которой в дальнейшем формируют транспортную накладную, а также формат уведомления о переадресовке груза или отказе транспортной компании от перевозки», — поясняет Елена Ткаченко.
«Необходимо также нормативно закрепить презумпцию невиновности перевозчика в случае, если электронная транспортная накладная была отправлена в ГИС ЭПД, но сотрудник ГИБДД не может ее найти. Водителю будет сложно «в полях» доказать обратное», — уточняет она.
Эти и другие вопросы предстоит решить уже в этом году при переходном периоде. Ранее министр транспорта Виталий Савельев сообщал, что применение ЭТРН может стать обязательным уже с 1 января 2023 года.
Но постановление Правительства №2116, которое определит порядок обмена электронными перевозочными документами, вступит в силу только с 1 сентября 2022 года. Без утверждения этого документа продуктивная работа с электронными перевозочными документами вряд ли возможна, считает Елена Ткаченко, руководитель проекта «Экспертный совет «Электронные документы – эффективная экономика».