Минтранс планирует завершить модернизацию десяти автомобильных и железнодорожных погранпереходов через четыре года. К 2026 году пропускная способность будет увеличена на 4,4 тыс. ед. грузовых ТС в сутки (1,62 млн ед. в год) и 44 ед. грузовых ж/д составов в сутки (15,95 тыс ед. в год). Но сейчас растущий объем импорта парализует работу сухопутных погранпереходов. Чтобы избежать заторов, пропускная способность должна вырасти в 9 раз, поэтому реконструкцию необходимо ускорить на один год, убеждены импортеры и логистические компании.

Заторы усиливаются в преддверии праздников

В декабре заторы на автомобильных пунктах пропуска между Россией и Китаем увеличились. Перевозчики проводят на погранпереходах до месяца, рассказывает генеральный директор Asia Import Group Артем Лылык.

Продолжает действовать механизм перецепки. По словам директора департамента автомобильного транспорта STS Logistics Вадима Измайлова, российские перевозчики ожидают въезда в Китай для перегрузки до 10 дней, выезда после погрузки — до 7 дней.

Директор по логистике сети магазинов «Снежная королева» Алексей Ермаков, в свою очередь, сообщает, что сроки доставки по ж/д в декабре увеличились на 5-7 дней.

«Один день простоя автотранспорта обходится грузовладельцам в 5-7 тыс. рублей в сутки, ж/д вагона — 1-2 тыс. рублей в сутки», — добавил его коллега директор по развитию TransAsia Logistics Аркадий Иванов. 

В декабре грузопоток из Китая в Россию традиционно увеличивается на 30%, в этом году объем перевозок в полтора раза больше, так как многие ритейлеры и дистрибьюторы перестроились на альтернативных поставщиков из КНР. Такие данные приводит директор ПЭК: GLOBAL Оксана Феоктистова.

Импортеры стараются отгрузить партии в декабре, ведь в 2023 году Китайский Новый год наступит уже 21 января. А это значит, что большинство предприятий приостановят работу на три недели.

«Заторы возникают, так как на большинстве автомобильных погранпереходов китайская сторона до сих пор пропускает не более 50 ТС в сутки», — сообщает Феоктистова. Из-за повышения уровня заболеваемости COVID-19, уже два месяца в различных провинциях Китая вводится карантин.

По словам генерального директора MedMap Юлии Манн, если город закрыт, перевозчики не могут забрать груз от поставщика. Например, в ноябре у компании срок поставки медицинского оборудования из Китая увеличился с запланированных 25 до 45 дней из-за карантина в Шэньчжэне и Шанхае.

Но только отмена эпидемиологических ограничений не поможет избавиться от заторов.

Логисты призывают ускориться

Минтранс РФ планирует ввести в эксплуатацию три новых погранперехода на границе с Китаем до конца 2024 года. В их числе Кани—Курган, Пограничный и Краскино, говорится в официальном письме ведомства. Пропускная способность этих МАПП составит 1718 грузовиков в сутки.

Реконструкция большинства погранпереходов запланирована на 2024-2026 годы. Исключение — пункт пропуска Марково, который будет модернизирован к 4 кварталу 2023 года, пропускная способность составит 130 грузовых ТС в сутки. В конце 2024 года будут реконструированы Турий Рог, Староцурухайтуйский, мощности которых рассчитаны на 725 грузовых ТС в сутки. 

Модернизация МАПП Забайкальск завершится в 4 квартале 2025 года, пропускная способность составит 1600 грузовых ТС в сутки. Железнодорожный пропуска Пограничный планируют модернизировать к 4 кварталу 2025 года, пропускная способность увеличится до 17 грузовых поездов в сутки. Последним, к 4 кварталу 2026 года,  будет сдан в эксплуатацию реконструированный МАПП Полтавка, мощности которого достигнут 980 грузовых ТС в сутки.

В итоге к 2026 году пропускная способность автомобильных погранпереходов вырастет на 4,4 тыс. ед. грузовых ТС в сутки (1,62 млн ед. в год) и 44 ед. грузовых ж/д составов в сутки (15,95 тыс ед. в год) соответственно. 

Логистические компании отмечают, что реконструкцию необходимо ускорить, так как уже сейчас 90% грузовых ТС проходят через автомобильных погранпереходы с задержкой.

«На границе между Россией и Китаем действует девять погранпереходов. Если предположить, что перевозчики проводят в очереди на каждом по 10 дней, а пропускная способность составляет 50 ТС в сутки, то получим, что в настоящий момент 4,5 тыс. грузовиков пересекают границу с задержкой. Соответственно, чтобы избежать заторов, пропускная способность должна вырасти в 9 раз и составить 450 грузовых ТС в сутки на один погранпереход», — подчеркнул Вадим Измайлов.

Что касается ж/д направления, вопрос не только в мощностях пунктов пропуска, но и в модернизации инфраструктуры принимающих станций. По состоянию на декабрь, большинство площадок Московского ж/д узла перегружены на прием контейнеров. Например, срок ожидания разгрузки на Ворсино и Белый раст составляет до 15 дней, рассказал Артем Лылык.

Товарооборот растет — мощностей не хватает

За 11 месяцев этого года товарооборот России и Китая увеличился на 32% и составил $172,4 млрд, по данным Главного таможенного управления КНР. Грузопоток увеличился по сотням товарных категорий.

Например, объем поставок одежды и обуви из Китая у ритейлера Melon Fashion Group вырос на 15% год к году, рассказала руководитель управления международной логистики Melon Fashion Group Юлия Вечерская. MedMap нарастил поставки медицинского оборудования из КНР на 7% год к году. Объем грузоперевозок из Китая у Asia Import Group за год вырос на 40%, у TransAsia Logistics — на 15%. Число заявок на доставку из Китая в ПЭК увеличилось на 46% год к году.

«Если в 2023 году мощности погранпереходов на российско-китайской границе останутся на прежнем уровне, это чревато увеличением числа заторов, а следовательно, дополнительными издержками для компаний и конечных потребителей», — подвела итог директор ПЭК: GLOBAL Оксана Феоктистова.