Семь спикеров охватили широкий диапазон вопросов: от создания торгового дома для облегчения внешнеэкономической деятельности до поиска перевозчика грузов внутри страны.

Вебинар «открыла» Анна Фомичева, эксперт по ВЭД, куратор координационной рабочей группы по внешнеэкономической деятельности большой четверки бизнес-объединений страны (Опора России, ТПП, Деловая Россия и РСПП), Президент ассоциации операторов параллельного импорта, детально остановилась на такой новой реалии ВЭД, как параллельный импорт. Анна подробно разобрала все нюансы открытия торговых домов российских компаний в Казахстане, ОАЭ, Китае: создание представительства в другой стране существенно облегчает и ускоряет процесс ввоза санкционных товаров в Россию, но обязательно нужно учесть все преграды, которые могут ждать российских предпринимателей на этом пути. Кстати, для компаний, которые осуществляют единичные поставки из-за рубежа, есть вариант аренды торгового дома. При таком раскладе пользоваться им можно только тогда, когда в этом есть необходимость.

Руководитель службы международной логистики и внешнеэкономической деятельности СДЭК Андрей Побежимов поделился практическим кейсом: как СДЭК — один из гигантов рынка доставки грузов для организаций и частных лиц по России и миру — справлялась с вызовами последних лет. Коллегам Андрея пришлось проходить «логистический квест» и настраивать новые цепочки поставок в ручном режиме.

Тему подводных камней параллельного импорта с точки зрения перевозчика развил Кирилл Латинский, коммерческий директор SOTA Logistic. Более чем за полгода работы с альтернативными схемами поставок логист создал свою градацию сложности сделок в зависимости от типа поставщика. В самых сложных случаях правообладатель может не только устроить очень жесткую и длительную проверку посредника (историю, клиентский портфель, обороты и иные атрибуты ведения финансово-хозяйственной деятельности), но и предложить такие невыгодные условия поставки, что клиенту логистической компании стоит задуматься о поиске других вариантов получения товара. По счастью, в большинстве случаев ограничения удается преодолевать, поскольку владельцы товаров заинтересованы в сотрудничестве с российскими партнерами, даже если это не демонстрируется публично.

Совсем другого рода сложности ждут российские компании, осваивающие южные маршруты альтернативных поставок. Шант Энджилян возглавляет сразу две логистические компании — NW-holding LLC и Cool Cargo, которые в настоящее время активно доставляют товары в Россию из Армении и Ирана. Несмотря лояльность по отношению к российскому бизнесу со стороны обеих стран, серьезной преградой для товарооборота является ограниченность инфраструктуры портов Астрахани (Россия) и Бендер Энзели (Иран). Оба каспийских порта старые и не могут оперативно обрабатывать грузопотоки, которые растут день ото дня. Сроки доставки товаров из Ирана могут достигать сегодня до 90 дней.

Все, что нужно знать о сроках при планировании поставок, детально осветил в своем выступлении Александр Асанов, руководитель отдела развития Modern Way. Компания оперирует ускоренными контейнерными поездами по направлению: основные порты Китая — Наушки — Россия — основные порты Китая. Корпоративные логисты зачастую ориентируются на идеальные сроки поставки, не учитывая, к примеру, такие факторы, как жесткие противоковидные ограничения в Китае или праздники. Как итог: идеальные 29 дней контейнерной перевозки трансформируются в 69. И это притом, что контейнер с грузом не попал в затор в порту Дальнего Востока или шел не в период массовых празднеств по случаю восточного нового года. Кстати, поставки января-февраля 2023 года спикер из Modern Way настоятельно рекомендовал планировать с учетом именно последнего фактора: к ожидаемой дате получения товара смело добавляйте месяц.

Лев Стариковский, директор по развитию платформы Monopoly.Online, уверен, что будущее рынка логистики за цифровизацией. Монополия — одна из крупнейших транспортно-логистических компаний страны — сделала ставку на развитие собственных цифровых сервисов для всей отрасли. Monopoly.Online — это платформа, объединяющая все этапы FTL-перевозки в единой цифровой среде. Согласно аналитике компании, сегодня уже 51% грузовладельцев перешли из оффлайна в онлайн. ИТ-решения обеспечивают прием и обработку заявок на перевозку, подбирают наиболее подходящие маршруты, учитывающие множество факторов, включая расход топлива и доступ к дорожным сервисам на пути следования груза.

Вебинар завершился выступлением руководителя направления по развитию SaaS-платформы «Площадки ATI.SU» Анны Лударевой. Она так же затронула тему цифровой трансформации рынка и новых подходов в работе грузоотправителей.

Запись вебинара «Транспорт и логистика: актуальные тренды и зоны роста» может получить любой желающий на сайте организатора.