Границы права
Судебная практика по таможенным правонарушениям
Осуществление внешнеэкономической деятельности невозможно без соблюдения законодательства в рамках таможенной сферы, которое регулирует товарооборот в Российской Федерации. Действия должностных лиц ФТС напрямую связаны с участниками внешнеэкономической деятельностью, в ходе чего возникают различные конфликты.
Таможенным правонарушениям, за которые предусмотрена административная ответственность, посвящена 16-я глава КоАП РФ. Глава содержит такие составы правонарушений, как часть 3 статьи 16.1 (Сообщение недостоверных сведений при прибытии и таможенном транзите), статьи 16.2 (Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров) , 16.21 (Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка), субъектами ответственности по которым выступают таможенный перевозчик/перевозчик, таможенный представитель и арендатор/субарендатор соответственно.
Олег Белоуско
Начальник юридической службы ГК АРИВИСТ
Санкции указанных статей предусматривают наказание, в том числе в виде конфискации товаров, являющихся предметом административного правонарушения. В целях обеспечения применения данной санкции таможенные органы арестовывают или изымают товары. Далее таможенные органы при рассмотрении дела принимают решение о передаче материалов дела в суд общей юрисдикции для применения судом конфискации товаров, которые не принадлежат субъектам административных правонарушений. В результате, для собственников (декларантов) товаров сформировалась негативная судебная практика, при которой суды выносили наказание таможенным перевозчикам, перевозчикам, таможенным представителям и арендаторам о конфискации не принадлежащих им товаров, при этом еще и без ведома собственников (декларантов) товаров.

Обстоятельства рассмотрения дела Конституционным Судом РФ.
Кипрская компания Majena Shipping Company Limited являлась собственником иностранного судна. В июне прошлого года суд Ростова-на-Дону оштрафовал субарендатора по ст. 16.21 КоАП «Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка» и конфисковал у компании буксир.
Majena Shipping не смогла оспорить решение российского суда о конфискации принадлежащего ей буксира, так как не была участником административного дела, в рамках которого судно конфисковали. После чего Majena Shipping обратилась в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности части 4 статьи 3.7 (Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения), статей 25.1 — 25.5.1 (Участники производства по делам об АП, их права и обязанности) и части 1 статьи 30.12 (Право на обжалование) КоАП РФ.

Конституционный Суд признал, что такие ограничения противоречат нормам Конституции, постановив, что положения ч. 4 ст. 3.7 и ч.1 ст. 30.12 КоАП РФ не соответствуют ст. 35 (ч. 1 и ч. 3), ст. 46 (ч. 1) и ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ и федеральному законодателю надлежит внести в данные положения соответствующие изменения.
Изменения должны обеспечить собственника конфискованного имущества правом на обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела при условии, что:
Имущество было законно перемещено через таможенную границу ЕАЭС и находится на территории ЕАЭС
Известен состав участников таможенных правоотношений, включая собственника имущества
Собственник имущества не уклоняется от осуществления своих прав и обязанностей под российской юрисдикцией.
Согласно Конституции РФ, недопустимо изымать чье-либо имущество, равно как и отказывать собственнику в судебной защите его прав. Ранее Конституционный Суд РФ уже указывал, что в качестве административного наказания нельзя применять конфискацию орудия правонарушения, если оно принадлежит третьему лицу.

Безусловно, Конституционный Суд РФ прав. По нашему мнению такая негативная судебная практика для собственников (декларантов) сложилась , в том числе в результате бездействия таможенных органов, которые в ходе производства по административным делам не предпринимали меры по истребованию у собственников (декларантов) сведений о судьбе изъятых и арестованных товаров для принятия по ним законного решения.

Леонид Горбунов, директор юридической компании "Парадигма права", о том, как подать жалобу, если решение таможни по корректировке стоимости товар

Эксперт об усиление контроля за процедурами сертификации продукции и ввозе испытательных образцов

Вопросы применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа​

Юрист Дарья Гичева о том, как и по каким вопросам обращаться в Суд Евразийсокго экономического союза

В России запускают бондовые зоны с особым таможенным статусом для рынка e-commerce. Это позволит увеличить скорость интернет-торговли и снизить издержки бизнеса

Как меняется кадровый рынок под влиянием эпидемиологических процессов