Кыргызстан расположен в самом сердце Центральной Азии и является важным связующим звеном между Китаем и Европой. Однако из-за отсутствия общих границ с Россией транзит товаров через Кыргызстан сложнее и дороже. Разбираемся с экспертами в особенностях логистики и работы с Кыргызстаном.
Расположение и транспортная инфраструктура
Киргизия имеет стратегически важное географическое положение для транспортных коридоров, связывающих Китай, Россию, Казахстан и Узбекистан. Однако состояние транспортной инфраструктуры в Кыргызстане требует развития, с некоторыми слабыми местами в дорожной сети и низкой пропускной способностью в некоторых районах, рассказывает кандидат экономических наук Лилия Алеева.
В связи с недостатком инвестиций и инфраструктуры логистика в Киргизии сталкивается с рядом ограничений и проблем: отсталость транспортной инфраструктуры, согласен с коллегой Михаил Белоусов, «Академия логистики».
«Дороги и автодороги имеют узкие проездные части, отсутствие зданий для складов и терминалов, а также тяжелые условия эксплуатации (зимой частые снежные заносы и лавины). Кроме того, высокие транспортные расходы связаны с отдаленностью Центральной Азии от глобальных портов, высокими таможенными пошлинами и различными национальными законами. – рассказывает господин Белоусов. — Кроме того, на протяжении нескольких лет Киргизия оказывалась подвержена политической и экономической нестабильности, что усугубляет проблемы логистики. Крупные логистические компании имеют ограниченную деятельность на международном рынке, что резко снижает спрос на такие услуги, так как они не могут предложить качественный сервис и оценку к риску логистических маршрутов. Таким образом, специфика логистики в Киргизии — необходимость модернизации транспортной инфраструктуры и улучшения качества логистических услуг».
В Киргизии больше всего распространен автотранспорт, так как страна маленькая и в ней отсутствует развитая железнодорожная сеть, рассказывает Михаил Белоусов. Используются также авиационные и речные перевозки (порты Иссык-Куль (Рыбачье) и Пристань-Пржевальск), но их доля в общем объеме транспортных перевозок невелика.
«Транспортная инфраструктура Киргизии находится в среднем состоянии, — говорит Белоусов. — Дорожная сеть нуждается в ремонте и модернизации, особенно в отдаленных районах страны. Некоторые дороги не соответствуют современным стандартам безопасности. Железнодорожная сеть также нуждается в инвестициях и модернизации. В последние годы правительство Киргизии активно работает над улучшением транспортной инфраструктуры, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций».
«Однако в последние годы произошли улучшения, такие как строительство нового грузового терминала в международном аэропорту «Манас» и модернизация дороги, соединяющей Бишкек с китайской границей. За последние полгода грузопотоки были перенаправлены из-за пандемии COVID-19, со снижением спроса на отдельные товары и сбоями в цепочках поставок. Однако Кыргызстан смог сохранить свою роль транзитной страны для таких товаров, как свежие продукты, текстиль и электроника», — рассказывает Лилия Алеева.
Параллельный импорт
Разрешение в России параллельного импорта поменяло логистику через соседние страны до неузнаваемости. Киргизия сейчас это одна из основных стран, дающих возможность ввезти санкционный товар. По словам Михаила Белоусова, в случае Киргизии процедура параллельного импорта осуществляется следующим образом: торговые компании закупают импортный товар в других странах у производителей или официальных дистрибьюторов. Далее товар отправляется в Киргизию и оформляется передача прав на него новому дистрибьютору, который не имеет прямого договора с производителем. После этого товар продается в Киргизии уже через нового дистрибьютора по более низким ценам, чем у официальных дистрибьюторов производителя. Товар перепродается в Россию.
Таким образом, по информации от Михаила Белоусова, везут промышленное оборудование, железнодорожные подшипники, электронные схемы, приборы двойного назначения, радиооборудование, турбины, запчасти для самолетов, сырье и даже материалы для банковских карт. Перевозка этих товаров связана с риском наложения вторичных санкций со стороны США и Евросоюза для Киргизии, и поставки в Россию по этой причине могут прекратиться в любой момент.
Финансовая логистика
Как рассказывает кандидат экономических наук Лилия Алеева, оплата логистических услуг в Кыргызстане обычно производится в долларах США, и есть некоторые сложности в работе с местными банками и конвертацией валюты. Однако существуют возможности для развития финансовых операций и роста в финансовом секторе, такие как развитие исламских финансов.
По словам Михаила Белоусова из ГК Маршал, ситуация с расчетами в Киргизии довольно сложная через банки, включенные в санкционные списки OFAC (США). Не все банки принимают платежи от российских банков, включенных в санкционные списки, поэтому этот момент надо заранее уточнять у контрагента. «Можно также производить оплату через системы денежных переводов Юнистрим, Золотую Корону, Contact», — сообщает Белоусов.
Трудности перевода
По мнению Максима Гральника из компании Market Guru, так как Киргизия является одной из бывших советских республик, в стране продолжает активно использоваться русский язык. Это обеспечивает местным производителям и поставщикам большое преимущество перед коллегами из Китая и Турции, работа с которыми в большинстве случаев требует присутствия переводчика.
«Конечно, стоит учитывать, что, к примеру, на севере страны, в районе города Ош, киргизы почти не говорят по-русски. Но в центре торговой и деловой жизни – Бишкеке, поставщики свободно владеют русским языком, что значительно облегчает процесс переговоров», — рассказывает Максим Гральник.
По словам Лилии Алеевой, ведение бизнеса с кыргызской стороной может быть затруднено из-за различий в регулировании и менталитете. Однако существуют большой потенциал для инноваций и предпринимательства, такие как развитие электронной коммерции и цифровых логистических платформ.
Иван Мураков, ведущий специалист по логистике агентства ВЭД-технологий Weconn, видит сложности с Киргизией в несовместимом с Россией законодательстве. «В частности, многие отечественные инвесторы отмечают сложности с получением необходимых разрешений и лицензий в Киргизстане. Также одна из основных проблем заключается в том, что киргизское законодательство не всегда соответствует международным стандартам и может быть неоднозначным. Это может привести к недопониманию и возможным юридическим проблемам при заключении контрактов и соглашений».
«Киргизский деловой менталитет отличается от российского, что может стать проблемой при взаимодействии между партнерами. Например, киргизские предприниматели могут быть более склонными к нежеланию рисковать, чем российские, – сообщает Михаил Белоусов. — Еще одной сложностью может стать недостаточное доверие к партнерам с киргизской стороны. Это может проявляться, например, в риске ненадежности сделок или неспособности киргизских партнеров соблюдать сроки выполнения договорных обязательств. Несмотря на эти сложности, многие компании успешно работают на рынке Кыргызстана, и сотрудничество между Россией и Кыргызстаном продолжается развиваться».
«Товарный бизнес в Киргизии сопряжен с некоторыми рисками, — продолжает господин Гральник. — Среда оптовых рынков предполагает многочисленные случаи мошенничества и обсчета незадачливых партнеров. Источником подвоха может стать партия товара, который не соответствует обещаниям поставщика, или отсутствие заявленной фабрики на территории страны, с производителем которой заказчика уже связывают финансовые обязательства. Доверяй, но проверяй – напутствие, которым селлера должны руководствоваться при заключении сделки любого масштаба».
Товары и маркетплейсы
По данным финтех-компании «Точка», лидерами по увеличению поставок в Россию в 2022 году стали Белоруссия и Киргизия. Через Киргизию в Россию приехало 11% проданной e-commerce-продукции. Это позволило стране в 2022 году войти в топ-5 поставщиков российских маркетплейсов. Киргизия второй год подряд показала двукратный рост импорта на отечественные торговые площадки — в 2021 году ее доля на российских маркетплейсах составляла 5%, а в 2020 году — 2%.
Текстиль занимает 16% импорта из страны. Многие российские бренды отшиваются именно в Кыргыстане. По данным аналитики MarketGuru, каждый пятый российский селлер рассматривает сотрудничество или уже сотрудничает с поставщиками из Киргизии для закупки товаров. Сейчас многие продавцы стремятся открыть для себя новые рынки на смену Китаю со сложной логистикой и Турцией с языковым барьером и сложностью выбора карго. Киргизия совмещает низкую стоимость товаров, дешёвые ресурсы, простоту логистики и открытость к взаимодействию.
Самый надежный способ найти поставщика в Кыргызстане – посетить оптовый рынок «Дордой» недалеко от Бишкека, советует Максим Гральник из MarketGuru. Это крупнейший вещевой рынок во всей Центральной Азии: 40 тыс. торговых точек занимают площадь около 100 га. Здесь можно найти, как товары локальных фабрик, так и китайского и турецкого производства.
Основные экспортные товары из Кыргызстана: текстильные и шерстяные изделия, фрукты и овощи, мясо и мясные изделия, молочные продукты, орехи и сухофрукты. Также везут ювелирные изделия, электронику и строительные материалы. Из России в Киргизию поставляются различные товары, в том числе: нефтепродукты, металлопродукция, продукты питания, химическую продукцию, медикаменты, строительные материалы и транспортные средства.
В обход России: Китай – Киргизия – Узбекистан
Еще с 1990-х годов идет обсуждение строительства железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан. В 2023 году дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки: в январе открылся офис координации ускоренного строительства, в апреле стало известно о завершении работы над технико-экономическим обоснованием проекта.
Строительство этого железнодорожного проекта необходимо для прокладки кратчайшего пути в Азербайджан, Грузию и Украину, минуя транзит через Россию. Создание дополнительного транспортного коридора позволит сократить Китаю зависимость от транзита через Казахстан и Россию, а значит уменьшить геополитические риски и расширить торговлю со странами Восточной Европы, считает представитель Weconn. С коллегой согласна и Лилии Алеевой, однако, по ее словам, проект все еще находится на стадии планирования, и его влияние на логистику пока сложно оценить.
Существует еще один проект МТК для кратчайшего выхода к портам Индийского Океана, дополняет представитель Академии логистики — железная дорога через страны Китай – Киргизия – Таджикистан – Афганистан – Иран. Этот проект также не затрагивает интересы российской стороны.
Что потом
Киргизия была и остается одним из приоритетных направлений внешнеторговой деятельности многих российских компаний. Это связано с общей историей, похожими технологиями производства и ведения сельского хозяйства, а также с общностью научно-технического потенциала.
Для развития отношений между Россией и Киргизией помимо укрепления торговых и экономических связей, необходимы, по словами господина Белоусова, совместные проекты в области логистики. Россия и Киргизия могут сотрудничать для улучшения инфраструктуры и развития транспортных систем. Сотрудничество в области безопасности: необходимо сотрудничать в области борьбы с терроризмом, наркотиками и организованной преступностью. Необходимо совершенствование правовой базы для упрощения процедур импорта и экспорта товаров, а также регулирования инвестиционной деятельности.
По словам Алеевой, для развития отношений между Россией и Кыргызстаном необходимо решить несколько задач, таких как улучшение пограничной инфраструктуры и упрощение таможенных процедур. Существует также потенциал для расширения торговли сельскохозяйственной продукцией и налаживания партнерских отношений в энергетическом секторе.