С начала 2024 года импортеры сталкиваются с необходимостью подтверждения происхождения товаров, в отношении которых применяются повышенные ставки ввозных пошлин, установленные Правительством РФ в качестве «ответных» мер в связи с действиями государств, нарушающих экономические интересы РФ.

8 февраля 2024 вступили в силу изменения в Решение Совета ЕЭК от 13.07.2018 № 49 «Об утверждении непреференциальных правил определения происхождения товаров» (Решение Совета ЕЭК № 3 от 26.01.2024 г.). Оно изменило подходы таможенных органов к контролю относительно подтверждения происхождения товара. Нововведения вместе с применением повышенных ставок ввозных пошлин, установленных Правительством РФ в качестве «ответных» мер (ПП № 788 от 06.07.2018 г. и № 2240 от 07.12.2022 г.), привели к усилению таможенного контроля, который будоражит участников ВЭД.

Решением Совета ЕЭК от 26.01.2014 №3 введены понятия «ответные меры» и «аналогичные товары», а также допускается применение таможенными органами электронных баз данных в целях проверки сертификата. 

Юлия Шленская, руководитель таможенно-логистического оператора КВТ: Из-за санкций и страха вторичных санкций поставщики зачастую отказываются выдавать сертификаты происхождения российским покупателям. И это оборачивается тем, что таможенные органы РФ могут либо вообще отказать в выпуске, посчитав по умолчанию, что товар попадает под запреты (например, продуктовое эмбарго или в другие списки), либо рассчитать пошлину по ставке для товаров из недружественных стран. Фактически у импортёров в этой ситуации связаны руки, если поставщик упорно отказывается выдавать сертификат происхождения. Единственный законный путь в такой ситуации — добиваться решения в свою пользу через жалобу в вышестоящий таможенный орган или через суд, показывая всю цепочку поставки, платежи и прочие документы, способные доказать, что товар действительно происходит не из недружественной страны. Эта проблема — одна из наиболее актуальных для участников ВЭД в последнее время.

Почему важно подтверждение происхождения товара:

  • Предоставление преференций для развивающихся и наименее развитых стран;
  • Размер ставок ввозных таможенных пошлин;
  • Ужесточение таможенного контроля в части проверки страны происхождения товара по непреференциальным правилам;
  • Ограничение ввоза товаров в связи с ответными мерами на санкции недружественных государств;
  • Риск доначисления таможенных платежей в связи с неподтверждением происхождения товара;
  • Риск привлечения к ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ, ст. 16.3 КоАП РФ, ст. 194 УК РФ.

В соответствии со ст. 29 ТК ЕАЭС подтверждение страны происхождения товаров необходимо, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров. Для таможенных целей страна происхождения подтверждается либо декларацией о происхождении, либо сертификатом о происхождении товара, рассказывают юристы компании Б1. Традиционной является практика обязательного подтверждения происхождения сертификатами в отношении товаров, к которым применяются меры защиты внутреннего рынка (например, антидемпинговые пошлины). 

В соответствии с п. 22 и 24 Решения № 49, сертификат может быть выдан как до, так и после отправки товара, а срок его применения составляет 12 месяцев с даты выдачи. В случае утраты или повреждения оригинала сертификата на бумажном носителе, допускается применять его дубликат, изготовленный уполномоченным органом на новом бланке.

! Таможенное законодательство не ограничивает участников ВЭД в предоставлении сертификатов о происхождении после выпуска товаров.

Сертификат можно получить как в стране происхождения, так и в стране отправления. В соответствии с п. 1 ст. 31 ТК ЕАЭС, а также п. 25 Решения № 49 сертификат может быть выдан уполномоченным органом (1)страны, из которой происходит товар, или (2) страны, из которой товар вывозится на таможенную территорию ЕАЭС.

Предоставление сертификата о происхождении не требуется только при условии уплаты таможенной пошлины по повышенной ставке.

Происхождение товаров считается неподтвержденным в случаях, установленных пунктом 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, а также в таких случаях как:

  • невозможность установить подлинность сертификата на основании полученного ответа на запрос о верификации;
  • невозможность идентификации товара, указанного в документе о происхождении со сведениями, указанными в ДТ;
  • непредставление сертификата (в т.ч. оригинала) по требованию таможенного органа;
  • превышение фактического веса брутто более чем на 5% от веса, указанного в документе о происхождении товара.

Усложненные логистические цепочки, которые сейчас приходится выстраивать грузополучателям, привели к тому, что подтвердить, что товар не происходит из недружественной страны, невозможно.

Для разрешения этой ситуации, ранее бизнес-сообщество предлагало законодательно наделить ТПП возможностью подтверждения непреференциальных сертификатов происхождения. Однако ТПП не может начать рассматривать такую возможность, так как не наделено необходимыми полномочиями.

Мария Колупаева, генеральный директор АНО «Центр заключений и экспертиз ВЭД»: Хотела бы обратить внимание на позицию ТПП по поводу наделения их полномочиями по подтверждению непреференциальных сертификатов. Заместитель директора Департамента экспертизы и сертификации ТПП РФ Родионов Сергей Евгеньевич обратил внимание, что, согласно Решению Совета ЕЭК № 49 от 13.07.2018 г., страна происхождения определяется на основании критериев достаточности переработки. А именно, на  основании изменения кода ТН ВЭД товарной позиции и стоимости непроисходящих материалов не более 50% от стоимости такого товара на условиях “франко-завод”. Данные критерии подтверждаются технической и коммерческой документацией. Как все понимают, ни один иностранный производитель не представит подробную документацию о том, как производится товар, из-за коммерческой тайны. Поэтому, в текущей трактовке Решения Совета ЕЭК № 49 от 13.07.2018 г., ТПП не сможет подтвердить страну происхождения и будет отказывать в выдаче сертификата происхождения.

На прошедшем в октябре Международном таможенном форуме 2024 состоялся круглый стол «Институт происхождения товаров – сопряжение интересов государства и бизнеса», где представители бизнеса и ФТС обратили внимание на то, что кроме ТПП страну происхождения в текущей обстановке можно подтвердить через получение Предварительного решения о стране происхождения, который требует реформирования. Как рассказывает Мария Колупаева, необходимо продолжить поиск вариантов подтверждения страны происхождения на уровне России с учетом однозначной идентификации товара и документального подтверждения.

Институт предварительных решений о происхождении товаров внедрен в ЕАЭС  в 2018 году. Однако опрос бизнес-сообщества показывает, что участниками ВЭД в таможенные службы заявления о принятии таких предварительных решений не подавались и, как следствие, ни в одном государстве-члене не было выдано ни одного предварительного решения о происхождении товаров. Поэтому сейчас активно обсуждается реформирования данного института. Последнее обсуждение было в Минфине 15.11.2024 г., сообщила генеральный директор АНО «Центр заключений и экспертиз ВЭД».

Мария Колупаева, генеральный директор АНО «Центр заключений и экспертиз ВЭД»: По результатам обсуждения могу сказать, что предлагаемые изменения оживят институт Предварительных решений о происхождении товаров. Но в текущей обстановке, воспользоваться им смогут ограниченное количество участников ВЭД. Поэтому говорить о полноценном  функционировании пока не приходится.

Кроме этого, от бизнес-сообщества была озвучена идея при выдаче ПКР проверять само производство товаров, а не сертификат о происхождении товара. Таким образом, подтвердить использование или не использование непроисходящих материалов. По моему мнению, такой подход позволит посмотреть на проблему с другой стороны.

Несмотря на активные обсуждения на разных уровнях вопрос подтверждения происхождения товаров для участников ВЭД остается крайне актуальным.  Как со стороны государства, так и бизнеса продолжается поиск решений. За время поиска решения традиционно расплачиваться будет бизнес.