28 апреля состоялось онлайн-совещание, на котором собрались представители ассоциаций таможенных брокеров из семи стран для совместного решения задач, встающих перед бизнесом в условиях санкционного давления со стороны запада.
Мероприятие прошло под председательством Вадима Мацкевича из Республиканского союза участников таможенных отношений. Основная тема обсуждения — состояние санкционного режима внешней торговли Российской Федерации и Республики Беларусь. На мероприятии были представлены НКО семи стран: России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана
По словам Вадима Мацкевича, заместителя председателя Республиканского союза участников таможенных отношений, стоит выделить два аспекта, которые существенно влияют на работу членов организаций таможенных представителей. Это запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров, а также запрет на въезд транспортных средств, зарегистрированных на территории Евросоюза и запрет выезд транспортных средств, зарегистрированных на территории Беларуси.
В Беларуси было принято Постановление Совмина РБ от 19.03.2022 № 147 «О введении запрета на вывоз отдельных видов промышленных товаров». Как подчеркнул Вадим Мацкевич, ответные меры РБ имеют краткосрочный период и не превышают шести месяцев.
«Мы надеемся, что к концу сентября ситуация стабилизируется и мы вернемся к прежнему объему внешней торговли, — заявил Вадим Мацкевич. – Данное постановление не рассматривается как ограничение для белорусского экспорта и критически важного импорта для предприятий. Постановление принято с целью предотвращения негативных тенденций реэкспорта».
Основная сложность бизнеса заключается в том, что санкционный режим западной коалиции усиливают отдельные коммерческие структуры.
Экспортеры в РФ и РБ самостоятельно расширяют понятие запретных мер, уходят с рынка, закрывают торговые сети. Действия коммерческих организаций-резидентов ЕС и других стран влекут за собой наиболее чувствительные последствия, поскольку за перемещением товаров следует вывод капитала.
Участники дискуссии отметили, что ЕАЭС сейчас принимает активные меры для устойчивости экономики. Но, по словам экспертов, меры принимаются достаточно субъективные и обременены целевым пользованием товаров иностранного происхождения. К примеру, 15 апреля опубликованы два решения ЕЭК, обнуляющие ввозные таможенные пошлины на полгода в отношении 923 кодов товаров по ТН ВЭД ЕАЭС ЕЭК. Вскоре этот список планируется расширить до 2,3 тыс. товарных позиций.
Соответственно каждая страна, оказавшаяся в санкционном режиме внешней торговли, определяет самостоятельно режим применения нулевых ставок, заявляет Вадим Мацкевич.
«Надо отметить, что решения, которые приняли ЕЭК, обусловлены определенными критериями. Например, беспроцентная рассрочка уплаты таможенных платежей до 6 месяцев хорошая и ожидаемая мера, но действует только для градообразующих предприятий. Или другой пример, Совет Евразийской экономической комиссии увеличил до двух лет временный ввоз некоторых категорий товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов. Фактически получается, что меры таможенного регулирования подменяются воздействием регулирования иных органов», — говорит представитель Беларуси.
По мнению Вадима Мацкевича, не просматривается мер, которые бы подразумевали либерализацию для таможенных представителей. «Все, что связано с санкционным режимом, нас не приближает к развитию добросовестных партнерских отношений бизнеса и таможенных органов».
Затрагивая ограничения на въезд и выезд, а также транзит транспортных средств международной перевозки грузов, представители Беларуси заметили, что меры были приняты в противовес мерам ЕС, запретившим въезд транспортных средств, зарегистрированных в РФ и РБ. Это ни в коем случае, как утверждает Вадим Мацкевич, не ущемляет интересы белорусских участников ВЭД, хотя и усложняет логистические операции.
В рамках реализации Постановления Совета Министров РБ от 22.04.2022 № 247 «О запрете на перемещение по территории Беларуси грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в государствах ЕС» определены пункты пропуска, через которые следуют транспортные средства, зарегистрированные в ЕС. В этих местах можно организовать перецепку транспортного средства, либо перегрузку товаров с одного автомобиля на другой. На сегодняшний день основные точки входа в РБ являются переходы Козловичи, Берестовица, Привалка, Каменный Лог, Котловка, Урбаны. За время действия запрета была выявлена тенденция к увеличению перевалки. К примеру, в конце апреля за день была проведена 641 операция по перевалке, то есть на терминал Козловичи заехало 1280 транспортных средств.
Несмотря на то, что бизнес-процесс стал новым, сотрудники таможенной службы РБ анализируют данные и принимают такие меры, как перераспределение сотрудников из регионов, перевод терминалов на круглосуточный режим работы. Тем не менее, перевозчики вынуждены ждать от одного часа до двенадцати часов возможности осуществить операции. И основной проблемой таких задержек является отсутствие налаженной коммуникации между экспедиторами и перевозчиками. Однако, как надеются представители РУП «Белтаможсервис», в начале мая ситуация улучшится и стабилизируется.
В Казахстане сложилась двоякая ситуация, по словам председателя Совета таможенных представителей Казахстана Геннадия Шестакова: «Казахстан объявил нейтралитет, но прямого транзита нет из-за твердой позиции банковских институтов. Товар ввозится и растамаживается в Казахстане, после изменения страны происхождения товар может быть ввезен в Россию».
Однако банковская система Узбекистана не препятствует покупке несанкционных товаров в одной стране и продаже в другой, по словам Арсена Айрапетьянца, председателя Ассоциации таможенных брокеров Узбекистана. «Узбекистан соблюдает нейтралитет. Мы ведем одинаковые торговые отношения со всеми странами. Кроме того, с прошлого года у нас появились инструменты валютного контроля, позволяющие продавать или покупать товары без ввоза в Узбекистан, помещать в режим переработки и продавать после в режиме реэкспорта».
Общая позиция в экономических кругах Киргизии не консолидирована, сообщил Иван Гелетюк, Президент Ассоциации Таможенных брокеров Киргизии. Представитель Ассоциации таможенных брокеров Азербайджана Азер Асланов подчеркнул сложность работы по факту, без понимания долгосрочных перспектив санкций. Кроме того, Азер Асланов предложил закрепить на юридическом уровне усиление взаимодействия, чтобы приоритет в сотрудничестве отдавался участникам партнерских ассоциаций.
С резюмирующим словом выступил Павел Корчажкин, Председатель Правления Ассоциация «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес».
«Все санкции США и ЕС направлены на то, чтобы прекратить в РФ и РБ поставки оборудования, разорвать транспортные связи и сократить потребление энергоносителей. Особую трудность в принятии ситуации составляет пакет санкций, который больнее всего ударил по Северо-Западу. Однако жизнь на этом не останавливается, и сейчас мы ищем новые пути, помогает друг другу, работаем над созданием новых логистических маршрутов из Турции в Россию, благодаря тесным партнерским отношениям развиваем сотрудничество Гильдии «Гермес» с коллегами из Ирана, Турции».