В конце ноября Роспотребнадзор выпустил релиз о том, что за последние годы показатели качества атмосферного воздуха стали значительно лучше.
По словам ведомства, в 2019 году доля проб атмосферного воздуха с превышением предельно допустимой концентрации, отобранных на территории населенных мест, снизилась в 2,29 раза по сравнению с уровнем 2012 года.
Уровень загрязнения атмосферного воздуха городских территорий, расположенных в зонах влияния автомагистралей, снизился в 2,3 раза. Очень обнадеживающая цифра на фоне создаваемой экологической паники.
Что такое ПДК?
ПДК – это предельно допустимая концентрация химических элементов и их соединений в воздухе, которая не вызывает негативных последствий у живых организмов.
Нормативы ПДК утверждаются в законодательном порядке и Роспотребнадзором. В случае нарушения норм ПДК каким-либо предприятием на него налагают штраф или вовсе закрывают.
Классификация вредных веществ:
— Общетоксические – вещества, вызывающие отравление организма в целом. При их воздействии наблюдаются судороги, расстройства нервной системы, паралич.
— Раздражающие – вещества, поражающие кожу, слизистую оболочку дыхательных путей, легких, глаз, носоглотки. Длительное воздействие приводит к нарушениям дыхания, интоксикации и летальному исходу.
— Сенсибилизаторы – химикаты, вызывающие аллергическую реакцию.
— Канцерогены – одна из самых опасных групп веществ, провоцирующая возникновение онкологических заболеваний.
— Мутагены – вещества, изменяющие генотип человека. Они снижают сопротивляемость организма к заболеваниям, вызывают раннее старение и могут сказаться на здоровье потомства.
— Влияющие на репродуктивное здоровье – вещества, вызывающие отклонения в развитии у потомства (необязательно в первом поколении).
Однако, по мнению Росстата, количество грузовых автомобилей (включая пикапы и легковые фургоны) на конец 2012 года составляло 5,76 млн, на конец 2019 года – 6,54 млн. Количество легковых автомобилей выросло на 10 млн — с 38 млн. до 48 млн. При этом, количество электромобилей в нашей стране насчитывало 6,3 тысячи, что составляет 0,014% от количества легковых машин (по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ»).
Даже с учетом того, что экологические требования к автомобилям стали выше, а водители более осознанные, доверия данные Роспотребнадзора не вызывают.
«Горизонт событий» узнал у эколога и экожурналиста о правдоподобности данных, заявленных ведомством.
Денис Насыров, эколог, Российское экологическое общество, Республика Башкортостан
Это все не правда. Мониторингом атмосферного воздуха занимается Гидромет. В населенных пунктах от 50 тыс. человек должна быть одна станция мониторинга воздуха, то есть на город с населением 1,2 млн человек должно быть 24 станции, а по факту всегда меньше.
Такие заниженные показатели могут быть связаны с тем, что пробы отбирают по 5-6 наименованиям, а загрязняющих веществ сотни видов. Периодичность отбора проб не круглосуточная, а три раза в сутки, что также не позволяет увидеть реальную картину.
Можно предположить, что во время самоизоляции пару месяцев, когда стояли предприятия и люди сидели по домам, приборы зафиксировали снижение. Но этим цифрам верится слабо.
Петр Нечаев, журналист, автор telegram-канала «Что там с экологией?»
Новости о том, что состояние воздуха в Российских городах улучшилось или ухудшилось, появляются чуть ли не чаще, чем новые данные о таянии льдов Гренландии.
За несколько дней до Роспотребнадзора исследование о состоянии воздуха в России выпустили эксперты FinExpertiza. По их данным, сейчас у нас в стране худшее состояние воздуха за 16 лет. А в октябре была новость о том, что 40% населения Сибири живут в условиях грязного воздуха.
Судить по таким новостям о реальном качестве воздуха сложно: разные подходы, разные методики замера, разные цели исследований. К примеру, в 14-15-х годах Роспотребнадзор смягчал нормативы ПДК по ряду вредных веществ, соответственно, воздух на бумаге стал «чище» и население загрязненных мест автоматически уменьшилось. Также сама государственная система мониторинга качества воздуха несовершенна. В октябре в Оренбурге, например, обнаружилось, что стационарные экологические посты занижали показатели загазованности, так как были оснащены контрафактным оборудованием. К тому же самих постов мониторинга в стране крайне мало. Во многих городах люди на свои деньги устанавливают общественные системы мониторинга — они не верят данным официальных органов.
Куда красноречивее о состоянии воздуха говорят новости об экологических протестах. Так вот информация о них появляется в повестке все чаще. Прямо сейчас развиваются экологические конфликты, например, в Рязани, Кирове и Омске.