В Таджикистане усиливается дефицит складских площадок. Этим летом и в сезон массового производства бизнесу негде будет хранить ранние овощи и фрукты, а также другие продукты питания, сообщается в обзоре мультисервисного логистического оператора ПЭК, участие в котором приняли Агентство по экспорту Таджикистана, Союз профессиональных консультантов республики и Ассоциация предпринимателей Хатлона. Из-за дефицита распредцентров, которые соответствует требованиям по температурному хранению продукции, предприниматели вынуждены строить холодильные склады в помещениях приусадебных домов и участков или приобретать небольшие загородные участки, чтобы хранить и обрабатывать продукцию с мая по сентябрь, но ситуацию это не спасает. Нехватка складских помещений оказывает опосредованное негативное влияние на динамику экспорта. Росту экспорта в Таджикистане также препятствует стареющий автопарк компаний, острая нехватка грузовиков для рефперевозок и длительное таможенное оформление.

Нехватка складских площадок

За 2022 год Таджикистан нарастил поставки сельхозпродукции на 48% до 54 млн долл., согласно данным Агентства по экспорту республики. Вслед за этим существенно вырос спрос на услуги распредцентров для хранения, обработки, упаковки и маркировки продукции, отмечает Зафар Ализода, председатель правления Ассоциации предпринимателей Хатлона. 

В весенне-летний период предпринимателям негде хранить товары, поэтому они вынуждены оборудовать подвальные помещения загородных домов или продавать продукты «из сада». Дефицит распредцентров в Таджикистане достиг 80%, сообщает Лариса Кислякова, председатель правления Союза профессиональных консультантов республики. 

«В стране острая нехватка складов, рынок может предложить не более 15 тыс кв. м качественных площадей, — рассказывает Вадим Филатов, заместитель директора ПЭК. — Свободные площади для аренды сложно найти. Например, наша компания, которая открыла собственный филиал в республике полгода назад, потратила на подбор площадки три месяца». ПЭК запустил хранение, обработку и сортировку товаров на складах общей площадью 4 тыс. кв. м в Душанбе. До конца года компания планирует развивать в республике сервис комплексной складской логистики. 

В первую очередь, распредцентры необходимо строить в Хатлонской и Согдийской области, где выращивают пшеницу, хлопок, виноград, бахчевые и картофель, многофункциональные склады — в Душанбе и других центральных городах, считает Лариса Кислякова. 

В основном агропромышленных рынок Таджикистана представлен небольшими фермерскими хозяйствами, которым сложно самостоятельно организовать доставку и оформить сопроводительные документы. Сейчас задачи по логистике и взаимодействию с конечным потребителем берут на себя многочисленные консолидаторы, комиссия которых составляет до 60% от прибыли, отмечает она.

Важно, чтобы логистические центры не только хранили, обрабатывали и упаковывали товары, но и предоставляли услуги по оформлению документов. На площадках должны быть лаборатории проверки качества продукции. Распредцентр должен оказывать услуги по подбору перевозчиков и заключению с ними договоров.

«Если логистический центр будет передан единому внешнему партнеру, это поможет сократить издержки предпринимателей», — говорит Лариса Кислякова.

Дефицит рефгрузовиков и стареющий автопарк

Весной бизнес снова столкнется с нехваткой грузовиков для температурных перевозок, рассказывает Бехруз Фируззода, начальник управления Агентства по экспорту Таджикистана. 

«Дефицит усиливается в мае, когда температура в большинстве регионов страны достигает отметки +26°С, и длится до конца сентября. В прошлом году нехватка составила 30%, в этом году продолжит расти», —дополняет коллегу председатель правления Союза профессиональных консультантов Таджикистана.

По словам Бехруза Фируззода, экспортеры сельхозпродукции несут дополнительные издержки, ожидая погрузки от одного до десяти  дней.

Бизнес также сталкивается с нехваткой перевозчиков для доставки продуктов питания, товаров народного потребления и других категорий грузов. Такую информацию дает Союз профессиональных консультантов Таджикистана и Ассоциации предпринимателей Хатлона. 

Средний возраст автопарка в республике составляет 30 лет. Большинство техники класса Евро-1 и Евро-2, машины не оборудованы GPS-трекерами. Как рассказывает Лариса Кислякова, компании рискуют понести убытки в размере полной стоимости груза, в Таджикистане слабо развит сегмент страхования грузов и ответственности.

Опрос ПЭК показал, что для доставки по стране 40% предприятий нанимают местных перевозчиков или ИП, для международных перевозок — иностранных операторов. «Из-за того, что логистику организуют несколько компаний, товары приходится перегружать и дважды оформлять сопроводительные документы. Сроки доставки увеличиваются, и предприниматели несут дополнительный издержки», — отмечает Вадим Филатов. 

Выход на рынок международных логистических игроков, которые смогут организовать перевозки в режиме «единого окна», уже начался. Например, ПЭК запустил доставку сборных грузов между Россией и Таджикистаном. График движения Москва — Душанбе регулярный, один раз в неделю. Предприниматели могут отправить различные партии товара весом от 1 кг до 20 тонн из любой точки Таджикистана в любой город России без перегрузки и оформления сопроводительных документов. За счет этого сроки доставки между странами сокращаются на 10-30%. 

Таможенное оформление без обмена данными

Оформление большинства деклараций, лицензий, сертификатов и других сопроводительных документов сейчас происходит в бумажном виде, отмечает заместитель директора ПЭК. 

Если перевести процесс в электронный вид, это не только снизит число ошибок, но и ускорит обмен данными. Для сравнения, по данным ФТС России, среднее время регистрации декларации вручную составляет 15-20 минут, а на авторегистрацию уходит менее 1 минуты.

В начале марта Россия и Таджикистан подписали соглашение о запуске электронной системы сертификации происхождения товаров. Это упростит таможенное оформление, так как больше не нужно будет предъявлять бумажные сертификаты в оригинальном виде. 

Важно создать единый онлайн-портал, который позволит таможенным органам и участникам ВЭД двух стран обмениваться предварительной информацией о товарах и сопроводительными документами, отмечает начальник управления Агентства по экспорту Таджикистана.

«Зеленые» коридоры и тупиковый транзит

Упрощенный порядок доставки сельхозпродукции действует между Таджикистаном, Узбекистаном и Россией. «Однако большинство грузов доставляются транзитом через Казахстан, а соглашение о «зеленом коридоре» с этой страной не подписано», — рассказывает председатель правления Союза профессиональных консультантов Таджикистана. 

Она добавляет, что предприниматели несут дополнительные временные и финансовые издержки, поэтому важно подключить Казахстан к соглашению о «зеленом коридоре». Двусторонние договоренности об упрощении таможенных процедур должны касаться не только экспорта, но и транзита товаров. Большинство грузов из Таджикистана доставляются через другие государства, с учетом географического расположения республики. 

«Развитие «зеленых коридоров» позволит нарастить транзитный потенциал республики», — считает  заместитель директор ПЭК.