В Москве состоялся Международный экономический форум государств-участников СНГ, который проводится уже 15 лет, и ежегодно его посещают более 1500 экспертов из разных регионов России и стран мира. В мероприятии приняла участие председатель правления Ассоциации «Национальные системы управления» Ирина Зарипова.

На площадках мероприятия участники обсудили вызовы и тренды грузоперевозок, а также проблемы развития технологий бесшовной логистики и цифровизации. Одной из основных проблем грузовых перевозок сегодня является дефицит квалифицированной рабочей силы, особенно водителей. Этот дефицит необходимо компенсировать не только привлечением рабочих сотрудников, но также внедрением автоматизации процессов. Дорожная инфраструктура также требует развития, включая пункты пропуска, которые не справляются с увеличивающимся объемом транспорта.

Как отметил Венде Франк, руководитель департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ, за последние 12 лет состояние логистической инфраструктуры, дорог, портов, вокзалов, аэропортов, логистических цепочек и транспортных коридоров в России существенно изменилось в лучшую сторону. Однако в этом направлении еще нужно развиваться. Сейчас стоит вызов огромного дефицита рабочей силы: в логистике грузчиками и водителями в большом числе работали граждане других государств, которые сейчас вернулись в свои страны по причине изменения курса рубля.  Этот дефицит нужно закрыть не только рабочей силой, но и автоматизацией, считает эксперт.

По мнению участников мероприятия, для оптимизации грузоперевозок необходимо  модернизировать и совершенствовать правила, процедуры и нормативную базу в логистической отрасли. В частности, в области развития дорожной инфраструктуры, включая пункты пропуска, которые сталкиваются с недостатком пропускной способности из-за повышенного объема транспорта. В этой связи предлагается не только расширять и совершенствовать физическую инфраструктуру, но также уделить внимание «мягкой» стороне — улучшению правил, процедур и регламентов для ускорения процессов перевозки.

Одновременно специалисты отмечают проблему низкого уровня цифровизации в логистической сфере, что снижает эффективность процессов, ведет к финансовым махинациям и негативно влияет на конечную стоимость продукта для потребителя. Так, по оценкам экспертов, только 30% логистического рынка России работает в “цифре”.

Министерство транспорта России активно развивает государственные информационные системы, которые не только собирают данные, но и призваны регулировать отрасль. Однако на текущий момент взаимодействие госорганов осуществляется преимущественно с крупными компаниями, обладающими собственными цифровыми системами, в то время как небольшие транспортные и перевозочные организации не готовы и не хотят передавать данные и продолжают использовать бумажные носители или мессенджеры в оперативной деятельности. Поэтому, если не обращать внимание и не решать вопрос с цифровизацией этих компаний, то государство не сможет получать реальные данные об отрасли и осуществлять контроль над их деятельностью.

В своем выступлении Ирина Зарипова отметила, что по результатам проведенного ассоциацией «Национальные системы управления» исследования, среди лидеров в вопросе цифровизации логистической отрасли можно отметить Яндекс.Магистрали, Транспореон, SAP TM, 1С ТМS, ATrucks. Компании осуществляют комплексный подход к решению и оптимизации логистических процессов. Между тем Транспореон, SAP ТМ из-за санкций ушли с рынка, открыв возможность активно развиваться отечественным компаниям.

— Мы стоим на пороге введения обязательной передачи данных в ГИС ЭПД и понимаем, что больше половины рынка не готовы к выполнению данного требования. Более того, как показал наш опрос, 40% представителей грузоперевозок ничего не знают про введение этих мер, а 57% думают, как их обойти. Для улучшения ситуации необходимо создание понятных и простых правил по цифровизации рынка, возможно, с помощью единой цифровой платформы, — сказала эксперт.

Кроме того, Ирина Зарипова предложила рассмотреть возможность введения разрешительной системы по учету грузоперевозчиков, когда перевозчик перед началом деятельности должен будет получить разрешение и зарегистрироваться в соответствующем реестре. Таком образом, государство получит возможность повысить прозрачность отрасли и безопасность перевозок.