Малое и среднее предпринимательство играет важную роль в развитии экономики страны. Бизнес отвечает потребностям населения и государства. Во время карантинных мер, связанных с коронавирусом, весь бизнес попал в зону турбулентности.
Эпидемия коронавируса сильно ударила по бизнесу сектора реальной экономики. Особенно пострадала индустрия общепита и гостеприимства. Развитие малого бизнеса – индикатор уровня жизни страны. К сожалению, после карантинных мер и последующего экономического кризиса малый бизнес существенно пострадает.
У большинства малых предпринимателей нет запаса прочности, чтобы спокойно пережить принудительную изоляцию и спад продаж, а в последствии и сокращение доходов населения. Когда мир сжался до четырех стен квартиры, люди остались без своих приятных привычек, а независимый бизнес – без посетителей. Чтобы выжить многие малые проекты стали объединяться. Поддерживал такую инициативу и крупный бизнес. К примеру, при поддержке телекоммуникационной компании «МТС» был запущен сайт «Мне близко» с картой московских предпринимателей, у которых можно заказать их товары или услуги. На карте собрались кофейни, парикмахерские, цветочные, мебельные проекты и автоцентры.
Идея проста – поддержка локального бизнеса во время пандемии и не только. Концепция локальных проектов стала особенно популярна несколько лет назад, когда жители крупных городов утомились от однообразных стандартов международных корпораций, а мысль о том, что у соседей трава зеленее надоела до той степени, что многие молодые предприниматели начали открывать свои небольшие бизнесы, чтобы делать пространство вокруг себя лучше. Благодаря таким проектам уровень жизни в крупных городах стал комфортным и приятным – на каждой углу появились кофейни со specialty-кофе собственной обжарки, цветочные магазины без пластиковой фольги,
крафтовые пивоварни, экспериментирующие со вкусами, книжные лавки с достойной выборкой книг, фитнес-центры без агрессивной боди-агитации, арт-галереи, поддерживающие молодых художников. Это все то, что делает Москву – Москвой, а Петербург – Петербургом с их уникальными атмосферами.
Поддерживать локальный бизнес выгодно и с экономической точки зрения. Деньги остаются внутри страны, тем сильнее раскручивая движение экономики.
В Москве студия Lateral Summer, кофейня кооператива «Черный» и креативный консультант Василий Эсманов запустили проект #кооперация, собрав на своей платформе разные проекты по поддержки малого бизнеса.
Еще подобные карты локального бизнеса в России есть по ссылкам:
supportlocal.ru и fooddism.ru, а бизнес, терпящий бедствие, отмечен на карте сайта — biz-alert.ru.
В Петербурге объединялись и для других нужд. Ресторанные компании «Теремок» и «Буше» обратились к губернатору Петербурга Александру Беглову и премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой распространить на них льготы, предоставленные малому и среднему бизнесу. Однако полезного эффекта это письмо не возымело. Как рассказал коммерческий директор «Буше» Роман Певзнер, обороты компании упали на 75%. Однако закрываться компания не планирует, а настроена на минимизацию потерь и креативный поиск новых продуктов и сервисов, которые смогут помочь выжить компании. Сеть кафе, как и многие участники общепита, запустила доставку, чтобы были ресурсы платить зарплату сотрудникам.
На восстановление сети потребуется не менее 2-3 лет после отмены карантинных мер.
Роман Певзнер
Также «Буше» переделала часть своих кафе в магазины, где можно купить выпечку, молочные продукты и другие продукты. По тому же принципу сработали многие пекарни («Булочные Филиппа Вольчека», «Хлебник», «Люди любят» и другие), добавив в ассортимент самые разные продовольственные товары и продукты народного потребления.
Чтобы как-то справиться с кризисом, многие экстренно начали запускать свои доставки или подключаться к агрегаторам. Собственный сервис доставки под названием «Локалочка» в Петербурге запустила команда ресторана Animals, бара Union и кафе «Фартук», начав развозить по центру Петербурга гастрономию. Многие кафе и рестораны подключились к программам от Delivery.club и Яндекс.Еда по льготным условиям, что помогло малому бизнесу снять с себя большую организационную и логистическую нагрузку. Но доставка – сложный вид заработка, позволяющий в лучшем случае работать в ноль, оплачивая зарплаты сотрудников и себестоимость продуктов. Как показали весенние месяцы, даже энтузиасты поддержки локального бизнеса пользовались услугой всего несколько раз, а те, кто и ранее регулярно заказывал еду на дом, остались со своими привычными сервисами.
Компании, ориентированные на доставку продуктов и уже имеющие свой пул покупателей, во время кризиса и карантинных мер смогли только укрепить позиции. Некоторые выросли кратно. В iGooods спрос на доставку вырос в четыре раза еще в марте.
«СберМаркет» также заявлял про рост в четыре раза. Параллельно с количеством заказов вырос и средний чек, по словам представителей, на 25-30%. Это позволило компаниям расширить штат сотрудников, наняв новых курьеров и сборщиков заказов, сделав эти профессии самыми востребованными во время пандемии.
Директор по маркетингу магазина фермерских продуктов «Ешь деревенское» Алексей Ландырев рассказал нам о влиянии коронавируса на отрасль.
— В каком состоянии сейчас находится компания и отрасль, по вашему ощущению? Что больше влияет на вас: падение рубля или карантинные меры, снижение деловой активности?
— Футдех — одна из немногих отраслей, которые в условиях нынешнего кризиса смогли вырасти. Карантинные меры существенно стимулировали рынок доставки еды и продуктов питания. Он и раньше рос быстро, но коронакризис ускорил этот процесс.
Для многих людей начать осваивать заказ продуктов через интернет стало вынужденной мерой. Отрасль буквально за пару недель перемотала 2,5-3 года своего естественного роста. Особенно сильно рост заказов ощущался в конце марта — начале апреля, когда только начали вводить режим самоизоляции, а затем и пропускной
режим в Москве. Многие стали закупаться продуктами впрок, ожидая, что власти закроют въезд в город, а в магазинах начнутся перебои с поставками. К счастью, худшего сценария удалось избежать.
— Какие меры у вас были предприняты? Сокращались ли издержки?
— Нам никого не пришлось увольнять. Наоборот, мы даже расширили штат. Многие сотрудники на период самоизоляции стали работать из дома, а для работников распределительного цеха и курьеров ввели дополнительные меры защиты. Также была проделана огромная работа с нашими поставщиками для того, чтобы обеспечить увеличение объемов поставок и сохранить их стабильность. Мы очень признательны всем нашим партнерам, что они смогли найти ресурсы для того, чтобы мобилизоваться в этой непростое время. Также мы очень много сил бросили на сборку и доставку — нам удалось сохранить все сроки и интервалы доставки для клиентов и доставить 100% заказов без задержек.
— Насколько вырос объем заказов? Ощутили ли приток клиентов, ориентированных на локальный бизнес?
— Мы выросли кратно, как и многие другие игроки рынка. Как я уже говорил, одним из наших конкурентных преимуществ стало то, что мы сохранили сроки доставки. В этот момент скорость доставки стала действительно решающим фактором, и многие новые клиенты выбирали нас просто потому, что у других нужно было ждать заказ больше недели. Доля новых клиентов, пришедших по рекомендациям, выросла в 3 раза.
У нас своя курьерская служба, но мы также работаем и со сторонними компаниями. Конечно, очень резкий скачок спроса заставил нас в срочном порядке искать новых курьеров, оптимизировать маршруты. Также буквально за месяц нам удалось найти помещение для нового распределительного цеха и полностью его оборудовать, что позволило нам нарастить объемы сборки в несколько раз. Сейчас у нас доставка каждый день по Москве и Санкт-Петербургу до 60 км от МКАД и КАД.
— Изменилась ли покупательская корзина? Что стали больше заказывать, от чего отказались люди?
— Когда только ввели режим самоизоляции, самыми востребованными стали продукты длительного хранения: тушенка, крупы, мясо, которое можно заморозить. Вы не поверите, но были случаи, когда один клиент приобрел только одной тушенки на несколько десятков тысяч рублей!
Сейчас, конечно, тренд больше на свежие сезонные овощи, фрукты и ягоды.
— Учитывая перспективы ближайшего времени, в каком направлении будет двигаться компания?
— До конца года мы планируем еще больше расширить зону нашей доставки. Запустим несколько пилотных проектов в других городах — в первую очередь начнем доставлять заказы в Тверь. Также мы активно работаем над созданием собственной торговой марки, под которой наша продукция будет продаваться в розничных сетях.
Коронавирусный кризис подтолкнул многие бизнесы к более форсированному развитию своих интернет-проектов, а также к переформатированию ассортимента в условиях, когда приходится стараться бороться за каждого клиента. Причем, не только
уникальностью своей продукции, но и сервисом, предоставляя возможность приобрести все самое необходимое в одном месте по привлекательным ценам. Также есть светлая надежда, что после коронакризиса на малый бизнес обратит более пристальное внимание государство. Сейчас в России нет достаточной поддержки малым предпринимателям, привычной в индустриально развитых странах.
Игнорирование проблем малого и среднего бизнеса будет только углублять кризис экономики. Поэтому сейчас России, прошедшей начальный этап развития рыночных отношений, необходимо наращивать экономическую мощность.