3 декабря в режиме онлайн-конференции прошел Таможенно-логистический форум 2020, организованный Российско-Германской внешнеторговой палатой.

Ключевыми темами к обсуждению стали цифровизация российской таможенной системы и защита товарного знака от контрафакта. Не обошлось без тем про пандемию коронавируса и ее влияния на ведение бизнеса.

В рамках форума было две сессии. Первая была посвящена таможенным реформам, вторая – маркировке и электронному документообороту.

«Таможня будущего»

Леонид Савицкий, заместитель начальника Аналитического управления ФТС России, рассказал о принятой в мае этого года стратегии развития ФТС. По его словам, одной из ключевых станет создание «таможни будущего», в котором будет осуществлена цифровизация всех процессов. Для этого к 2027 году будет создан интеллектуальный центр обработки данных. Уже сейчас разрабатывается модель автоматизированных пунктов пропуска, способных осуществлять все формы контроля без участия должностных лиц. Савицкий считает, что цифровые нововведения позволят лучше противодействовать экономическим и коррупционным угрозам, приведут к уменьшению затрат и ускорению процессов.

Продолжая тему дигитализации, вице-президент группы компаний «Аривист» Евгений Кошкаров рассказал об автоматизированных системах управления рисками.

«Зеленый коридор»

Важным шагом на пути развития российско-германских торговых отношений станет проект «Зеленого коридора», запущенный по инициативе ВТП. Это двухстороннее соглашение, призванное облегчить процедуры оформления перевозок между странами.

Посредником между Россией и Германией в реализации проекта станет логистическая компания-член ВТП Rhenus. Генеральный директор «Ренус Таможенный Брокер» Евгений Молофеев отметил, что проект «Зеленый коридор» находится в финальной стадии и в ближайшее время будет запущен.

Маркировка

Участники форума также обсудили проблему маркировки товаров. По словам Александра Долгиева, ведущего бизнес-аналитика «Центра развития перспективных технологий», маркировка позволяет избежать многих рисков как для потребителя, так и для предпринимателя. Нанесение цифровой маркировки позволяет получить всю информацию о товаре: название предприятия-изготовителя, место, дату и время производства или продажи, срок годности, артикул, номер стандарта. Эти сведения доступны каждому покупателю в бесплатном приложении «Честный знак». Приложение установили уже более 1,6 млн пользователей. В частности, маркировка обеспечивает гарантию качества товара и помогает бороться с контрафактом.

Юлия Коржух, руководитель отдела маркетинга и продаж компании Militzer & Münch, рассказала об особенностях получения маркировки в России и за границей. По ее мнению, наиболее удобный способ регистрации товара – внесение его в базу системы «Национальный каталог». Введение агрегированного таможенного кода, запланированное на апрель 2021 года, значительно поможет облегчить процесс маркировки.

Пандемия и риски

Наталья Волкова, директор центра морского и грузового страхования «Альянс», посвятила свое выступление главным рискам, с которыми сталкивались логистические компании в 2020 году. Она отмечает, что клиенты в период кризиса экономят средства на страховании. Это часто приводит к еще большим убыткам. «Альянс» также зафиксировал рост мошенничества на фоне пандемии. Количество краж, по словам Волковой, выросло в этом году в три раза. Чтобы избежать непредвиденных проблем, она рекомендует анализировать риски и развивать системы безопасности. «Полный отказ от страхования может критически ухудшить финансовую стабильность компании», – заключила Волкова.