В минувший вторник 22 апреля 2024 года на площадке центра конференций “Сегодня” состоялась форсайт-сессия “Развитие отрасли беспилотной авиации в России”, эксперты обсудили ключевые тренды и инновации в развитии производства БАС, а также вопросы госрегулирования рынка дронов в России. Участники оценили возможности подведения процессов под требования рынка и стимулирования спроса на отечественные беспилотные авиационные системы. Главными темами повестки стали — состояние и прогнозы развития рынка БАС и сфер их использования в РФ, инновационные топливные элементы и ключевые ограничения, вопросы сертификации, регистрации и страхования отечественных БПЛА, алгоритмов получения разрешения на взлет и иные актуальные для отрасли вопросы.
По мнению Дмитрия Хомашко, Директора департамента развития “Авиателекоминвест” (ООО “АТИ”) беспилотные авиационные системы (БАС) должны соответствовать высоким стандартам безопасности полетов, что требует уровня технологической зрелости. На сегодняшний день мы находимся в стадии адаптации отрасли — это подтверждается наличием экспериментально-правовых режимов (ЭПР) и сегрегацией воздушного пространства.
“Для перехода к полноценной стадии интеграции БАС в единое воздушное пространство РФ необходим соответствующий уровень готовности инфраструктуры и технологий, включая стандартизированные линии контроля и управления, системы предупреждения столкновений, использование современных систем наблюдения, навигации и связи, интероперабельных с пилотируемой авиацией, — Д. Хомашко. — Ввиду этого, необходимо дальнейшее совершенствование и разработка данных систем, чему может способствовать утвержденный Правительством РФ Национальный проект “Беспилотные авиационные системы”.
По мнению Дмитрия Хотько, Главного эксперта Центра экономики регионов Фонда “Центр стратегических разработок”, значительную роль для успешной отработки новых экспериментальных правовых режимов может сыграть обеспечение синергии с создаваемыми на федеральном уровне инструментами государственной поддержки участников отрасли, включая механизмы субсидирования летного часа. В перспективе интерес для участников отрасли может представлять также вопрос полной автоматизации БАС, однако вопрос возможности снятия соответствующих правовых барьеров требует дополнительного изучения.
Леонид Артемов, Руководитель направления БПЛА Фонда “Сколково” представил блиц-доклад на тему “Развитие отрасли беспилотных систем и обеспечение технологического суверенитета через кооперацию со странами БРИКС”. По мнению эксперта, сегодня пришло время наполнять БРИКС экономическим содержанием.
“Лидеры стран БРИКС, созданного по инициативе российского президента Владимира Путина в уже далеком 2006 году, договорились о построение многополярного мира в котором нет гегемона, который решает за всех. За эти годы сформировалась форма и основные принципы организации, расширилось число стран — участников, — отмечает Л. Артемов. — Наши коллеги в странах БРИКС ждут, что именно русские предложат новые модели делового сотрудничества на принципах подлинного равноправия деловых партнеров”.
В экспертный состав первой части программы в том числе вошли Дмитрий Летунов, Руководитель Центра анализа и разработок Федерального центра БАС, Михаил Куприянов, Руководитель перспективных проектов, заведующий кафедрой вычислительной техники Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета “ЛЭТИ”, Георгий Баутин, Руководитель дирекции управления транспортом АО “Почта России”, Роман Бондаренко, Заместитель директора по организации воздушного движения и использованию воздушного пространства ФГУП “Госкорпорация по ОрВД” и Максим Чижов, Генеральный директор “Агримакс Аэро”. Модератором первой сессии выступал Андрей Колесников, Директор Аналитического консалтингового центра кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике.
Спикеры первого блока форсайт-сессии представили кейс-решения на тему “Эффективность отраслевых применений БАС”.
Александр Михайленко, Генеральный директор ООО “НПК Антей” — Redfab представил в своем докладе 3D-печать как решение для масштабирования производства БВС.
“Преодоление барьера масштабирования производства БАС будет крайне затруднительным без применения отечественных аддитивных технологий. Технологии аддитивного производства скоро станут стоить дороже ИТ-специалистов. Современные решения АТ конкурентоспособны с литьем на ТПА в сериях до 50 тысяч изделий в месяц и позволяют инженерным командам быстрее выходить на окупаемость своих проектов” — резюмируетА. Михайленко.
Михаил Стуколов, Заместитель генерального директора “Лазаревское ТЕХ” отметил, что на данный момент цифровизация в сельском хозяйстве – не просто модный тренд, это уже неизбежность, то, без чего бизнесу трудно будет выжить.
“По нашим оценкам, внедрение комплексного решения БПЛА (в 2024-2025 гг.) позволит значительно улучшить экономические показатели производства: увеличить урожайность полей на 5-6% за счет принятия своевременных мер по устранению проблемных зон, снизить себестоимость возделываемых культур на 5% за счет уменьшения неэффективных расходов и усилить контроль за исполнением агроопераций и оптимизировать рабочие процессы внутри агрономической службы,” — М. Стуколов.
Второй блок сессии был посвящен госрегулированию рынка дронов в России и в целом перспективе развития отрасли БАС в России. Модератор секции Андрей Патраков, Авиаэксперт, основатель сервиса безопасности полётов и сертификации БАС RunAvia отметил, что дискуссия получилась очень живая, разносторонняя и, самое главное, откровенная. Одним из главных её выводов является несостоятельность текущей версии нацпроекта БАС.
“Снятие административных барьеров развития отрасли БАС даст возможность бизнесу рассчитывать на прибыль в этом сегменте экономики страны, — говорит А. Патраков. — В противном случае никакие государственные вливания не помогут развить отрасль БАС. Это наглядно уже показал провал реализации дорожной карты НТИ АэроНЕТ ещё в 2021 году. Нынешняя версия нац.проекта БАС принципиально не отличается от дорожной карты НТИ, но срок достижения ее целевого результата перенесён на 2030-35 гг.”
В своем докладе Авиаэксперт Андрей Патраков отметил, что для решения проблем безопасности полетов в гражданской авиации РФ и проблем развития зарождающегося беспилотного сегмента (БАС) можно и нужно использовать рекомендации ИКАО (международная организация гражданской авиации), которые позволяют довести риски безопасности полетов в РФ до приемлемого уровня и при этом убрать административные барьеры для развития отрасли БАС. Например, он предлагает снизить стоимость сертификации БАС до экономически оправданного уровня. По мнению эксперта, эти рекомендации регулирования отрасли БАС уже показали практические результаты не только в самых экономически развитых странах мира, но даже в развивающихся странах Африки. Эксперт уверен, что и в РФ это тоже сработает как минимум по примеру того, как это уже начало работать в соседнем Казахстане с 2021 года.
Меры государственной поддержки развития отрасли БАС и подготовки кадров эксперты обсудили в заключительной части программы. Андрей Толстиков, Председатель Комиссии по комплексному развитию территории и региональных финансов в Совете ТПП России по финансово-промышленной и инвестиционной политике, советник ректора “Ковровской академии им. В.А.Дегтярева” осветил вопросы структурирования регионального лидерства в беспилотных системах, отметив, что оно возможно на основе системного синтеза науки, образовании и бизнеса, создания профильного консорциума и научно-производственного центра БАС. Василий Лобанов, Руководитель отдела продаж образовательных дронов, ГК “Гаскар Групп” (входит в ГК “Аметист Групп”) подробно рассказал о стратегии обучения в отрасли.
“У нас задача стоит обучить 1,2 млн (человек). Нужно обучить преподавателей, — В. Лобанов. — Они, в свою очередь, будут обучать наших школьников. Мы поставляем наш конструктор — программируемый квадрокоптер “Гаскар4Код”, который как раз создан для использования в классах робототехники, чтобы дети учились пилотировать и программировать и в дальнейшем уже могли идти в колледж/институт повышать свою квалификацию и там получать паспорт/диплом оператора по БВС”.