Компания первой в России начала перевозить сборные грузы для жителей и бизнеса обеих стран. По оценкам ПЭК, ускорить и упростить доставку на направлении поможет переход Туркменистана на международные транспортные документы в электронном виде и запуск регулярного паромного сообщения между Астраханью и Туркменбаши.
Мультисервисный логистический оператор запустил доставку сборных грузов между Туркменистаном и Россией по восточной ветке МТК «Север-Юг». Регулярные рейсы отправляются один раз в две недели, в следующем году их число увеличится.
«Рынок логистики Туркменистана на 60% состоит из частных игроков, которые перевозят отправления для физических лиц. Бизнес сталкивается с нехваткой компаний по доставке сборных грузы весом от 1 кг до 20 тонн для предприятий. Чтобы решить эту проблему, ПЭК запустил в республике комплексный сервис, который включает не только перевозку до конечного получателя, но и помощь в оформлении сопроводительных документов, а также складскую логистику», — рассказал руководитель ПЭК: GLOBAL Антон Буянов.
Для обработки и консолидации грузов компания открыла в столице Туркменистана, Ашхабаде, партнерский филиал. Новая площадка расположена в 5 км от международного аэропорта и в 28 км от трассы Е60, которая объединяет Туркменистан с Казахстаном и Россией.
Доставка из Ашхабада в Москву занимает 6-8 дней, из которых от 10 до 48 часов грузовики простаивают на автомобильных погранпереходах между Туркменистаном, Казахстаном и Россией. Одна из основных причин очередей на границе — длительный срок проверки инвойсов и бумажных транспортных накладных (CMR), которые подтверждают стоимость товара, страну-производителя, а также контракт на доставку груза между поставщиком, покупателем и перевозчиком.
«Если Туркменистан переведет транспортные документы в электронный вид, это поможет сократить очереди на погранпереходах и ускорить пересечение границы более чем в два раза, до 5-24 часов», — подчеркнул Антон Буянов.
Кроме того, упростить доставку поможет запуск регулярного паромного сообщения между Туркменбаши и Астраханью, считает эксперт. По его словам, бизнес сталкивается с острой нехваткой судов. Сейчас на направлении работают преимущественно морские линии Азербайджана, которые доставляют грузы в местный порт Алят и казахстанский Актау.
«Как ранее сообщал губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, российский регион договорился о возобновлении паромного сообщения с Туркменистаном, когда именно — пока неизвестно», — отметил руководитель ПЭК: GLOBAL. «Запуск регулярных морских рейсов поможет ускорить не только доставку между Россией и Туркменистаном, но и транзит из других стран Средней Азии, Ближнего Востока по восточной ветке МТК «Север-Юг». По предварительным расчетам, доставка паромом из Туркменбаши в Астрахань займет 1-2 дня, тогда как автотранспортом в объезд Каспийского моря — до 8 дней», — добавил он.
В прошлом году товарооборот между Россией и Туркменистаном составил 865 млн долл., по итогам первого квартала 2023 года — увеличился на 45%, ранее сообщал президент РФ Владимир Путин. Россия планирует нарастить экспорт нефтегазового оборудования и машинотехнической продукции в республику, а Туркменистан — поставки текстиля и продовольствия.
Спрос на доставку из Туркменистана растет, в том числе благодаря транзитным возможностям страны. Поэтому ПЭК в следующем году планирует открыть в регионе новые площадки для обработки и консолидации отправлений, а также запустить регулярные перевозки между Россией, Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном по МТК «Север-Юг».
Туркменистан станет частью единого транзитного маршрута, который мультисервисный логистический оператор открывает в следующем году. Новый Шелковый путь пройдет через Россию, страны Средней, Центральной и Юго-Восточной Азии.