Цифровые технологии и банки: кто заменит таможенных представителей?
Есть ли будущее у таможенных представителей?
С развитием цифровых технологий в большинстве сфер рано или поздно возникает вопрос замены человека условным «компьютером». Для сферы ВЭД этот вопрос тоже актуален: налоговая и таможенная служба последние годы активно развивают свои информационные системы, открывают доступы к базам друг друга и создают единые. Таможенный контроль всё чаще опирается на автоматические алгоритмы, а создаваемое программное обеспечение позволяет упрощать и ускорять процессы таможенного декларирования.
В этой связи профессиональные участники рынка обеспокоились своим будущим: что ждёт таможенных представителей в условиях повсеместного внедрения автоматизации и цифровых алгоритмов? И если таможенное оформление станет обезличенным, а документы – только электронными, за что клиенты должны платить посредникам?
В приоритете - алгоритмы и банки?
По мнению генерального директора ООО "Арнейс" Игоря Бурлова, тот формат, в котором сейчас существует таможенный представитель в России, – избыточный и лишний. Поэтому то, что многие функции таможенных представителей станут невостребованными из-за замещения алгоритмами, - факт. Уже сейчас практически ушло в прошлое понятие так называемых «провóдок», когда сотрудник компании таможенного представителя «проводил» подаваемую декларацию через «знакомого инспектора». С внедрением и развитием таможенной диспетчеризации смысл в такой «проводке» теряется, так как декларация может попасть к любому инспектору любого таможенного поста.
«Эффективная система распределения нагрузки в таможенных органах вытеснит с рынка многих таможенных представителей, которые работают благодаря знанию специфики отдельных постов».

Игорь Бурлов
Генеральный директор ООО "АРНЕЙС"
Кроме того, с его точки зрения, многие клиенты с небольшим объёмом деклараций уйдут в банки, которые предлагают «коробочный подход» и низкие ставки. Для таких клиентов банки привлекательны наличием банковской экосистемы и различными льготными предложениями. В результате это позволит получать значительный совокупный доход, при котором низкую ставку таможенного оформления можно компенсировать другими банковскими продуктами. Плюсом станет и то, что в рамках банковского обслуживания клиенту надо представлять меньше документов, так как у банка они уже будут «на руках» - уставные документы, внешнеторговый контракт и прочие. Отдельное согласование «брокерского» договора на предоставление услуг по таможенному оформлению также не потребуется: этот пункт можно включить в договор банковского обслуживания.
«Для большого потокового оформления (снабжение сетей, сырьё, запасные части) цена таможенной декларации не столь критична и не является решающим фактором выбора партнёра в финансовой сфере. Здесь больше имеет значение способность приспособиться к требованиям заказчика, обеспечить индивидуальный подход и возможность быстро обрабатывать большие объёмы груза, формировать правильную отчётность. Полагаю, что этот сегмент останется за крупными тампредами с их наработками в части автоматизации и алгоритмизации оформления».

Игорь Бурлов
Генеральный директор ООО "АРНЕЙС"
С перспективами банков в этой сфере согласен и основатель консалтингового агентства «Макарчук и Партнеры» Иван Макарчук. Если, считает эксперт, банки смогут наладить качественную автоматизацию процессов и дадут пошаговый инструмент формирования всех документов, на базе которых оформляется таможенная декларация (ДТ), а также станет для государства гарантом уплаты платежей по аналогии с таможенными представителями, то востребованность последних канет в Лету.
«Здесь можно предположить и про ускорение процедур, и перевод их на постконтроль при депонировании денег на счетах банков или под гарантии. Некий аналог УЭО с выпуском до подачи, только вокруг банковской экосистемы».

Иван Макарчук
Основатель консалтингового агентства «Макарчук и Партнеры»
Как удержаться на плаву?
Большинство игроков рынка подтверждает его предстоящую трансформацию: с учётом прослеживаемости и того, что вся необходимая информация уже есть у контролирующих органов, а отслеживать факт перемещения груза через границу теперь не составляет труда, декларирование как инструмент для заявления о факте ввоза или вывоза вполне может модернизироваться в некий «автоучёт» таможни и налоговой. Иван Макарчук предполагает также вариант, когда таможня берёт особый сбор за таможенное оформление в случае автоматического декларирования. Сумма этого сбора – больше, чем обычный, но меньше или соразмерно, чем взял бы таможенный представитель за свою услугу, при этом риски доначислений после выпуска «купируются». Тогда у участника ВЭД будет выбор, а для бюджета – новая статья пополнения. Но, добавляет эксперт, это, будет не интересно тем, кто «химичит» на классификации товаров не только с целью занижения платежей, но и с точки зрения ухода от представления разрешительных документов.

Удержать таможенных представителей на плаву, считает Иван Макарчук, может их внутриорганизационная трансформация и переход на «цифру». Например, таможенный представитель может снижать ставку за свои услуги за счёт переложения на клиента обязанности по внесению данных через Личный кабинет (ЛК) участника ВЭД.
«Системы роботизации тампреда формируют ДТ (речь, конечно про повторяющиеся товары), а клиент из своего ЛК подаёт готовую ДТ. Для клиента снижается стоимость ДТ до минимума, а для цифрового тампреда – это процесс, приносящий деньги. «Аналоговым» же тампредам останется разгребать разовые поставки с «мусорными» документами за копейки и потихоньку закрываться».

Иван Макарчук
Основатель консалтингового агентства «Макарчук и Партнеры»
Однако несмотря на то, что перспективы максимальной замены «ручных» услуг цифровыми весьма реальны, все понимают: чтобы это произошло, концепция таможенного администрирования должна измениться радикально, и в первую очередь речь идёт о реальной борьбе с коррупцией на всех уровнях таможенной системы.
Текст Галина Рожко

Диспетчеризация деклараций заработала с 1 февраля 2021 года

Подписано Соглашение о сотрудничестве Ассоциации профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД ЕАЭС

Как ФТС без предупреждения запустили новый алгоритм, создав смуту и хаос среди участников ВЭД

Эксперты транспортной отрасли обсудили значимые изменения и нововведения в оформлении транспортной накладной

27 мая прошло заседание Общественного совета при ФТС РФ, в ходе которого обсуждались задачи таможенной службы на 2021 год

Отдел таможенного досмотраперешел на 12-часовой график работы, чтобы ускорить оформление овощей и фруктов

Ограничения на экспорт гречихи и снижение пошлин на экспорт сои и бобов

Народный фронт предложил передавать малоимущим конфискованные таможней товары

С сентября 2021 года

Разбираемся с экспертами в преимуществах, недостатках и перспективах контрейлерных перевозок в России