Система прослеживаемости: как идет и что ждем в следующем году
Цель — избавить рынок от «серой» продукции
Система прослеживаемости - национальная система, с помощью которой государство отслеживает оборот импортируемой продукции. Она действует только в отношении товаров, ввезенных из-за границы. Компании, которые производят продукцию на территории РФ, с системой прослеживаемости не работают.
«Прослеживаемость запустили, чтобы сократить число нелегальной продукции в обороте и «обелить» рынок, - поясняет директор по продуктам Docrobot.ru, провайдер ЭДО в ритейле и логистике Наталья Лещинец. - Это мера контроля со стороны государства, призванная отследить маршрут товаров: от ввоза на территорию России до продажи конечному потребителю. Система прослеживаемости накладывает дополнительные обязательства на всех участников рынка. Юрлица и ИП на любых системах налогообложения обязаны выполнять требования законодателя, если работают с товарами, ввезенными на территорию РФ из другой страны и отнесенными государством к перечню товаров, подлежащих прослеживаемости».

По смыслу система прослеживаемости похожа на систему маркировки. В обоих случаях цель законодателя — снизить количество контрафактов и избавить рынок от «серой» продукции. Для этого товарам присваиваются идентификаторы: код маркировки или регистрационный номер партии товаров (РНПТ). По идентификаторам государство отслеживает перемещение продукции.
Несмотря на схожие цели, системы маркировки и прослеживаемости различаются: товарные группы не пересекаются. Продукцию, которую следует маркировать, не нужно прослеживать и наоборот.
Система прослеживаемости отслеживает партии товаров с помощью РНПТ. Для работы с маркированным товаром нужно перестраивать логистику, в случае с прослеживаемыми товарами бизнес-процессы почти не меняются. Законодатель требует только подавать уведомления в ФНС о ввозе импортируемого товара, а в некоторых случаях - самостоятельно формировать РНПТ, поясняет Лещинец.
Что система потребовала от участников рынка
Правила прослеживаемости вступили в силу с 1 июля 2021 года. Их утвердил № 371-ФЗ от 09.11.2020. Импортеры обязаны получать ЦРПТ на партии продукции, указанной в перечне товаров, подлежащих прослеживаемости.

Есть два способа получить ЦРПТ:


— Если товар ввозят из стран ЕАЭС, у импортера есть пять дней с даты принятия товаров на учет, чтобы уведомить ФНС. Налоговая сама сформирует и пришлет РНПТ на каждую партию товаров.

— Если товар ввозят из других стран, РНПТ придется формировать самостоятельно. Потребуется указать регистрационный номер таможенной декларации и номер партии товаров. Компании-импортеры должны передавать РНПТ в электронных счетах-фактурах и УПД. Для этого законодатель в Постановлении правительства № 534 утвердил новые форматы счетов-фактур.


Налогоплательщик, который работает с прослеживаемым товаром, теперь заполняет дополнительные графы в табличной части счета-фактуры. В декларации по НДС появились новые строки, где нужно указывать реквизиты прослеживаемости. То же самое предстоит делать в журналах учета полученных и выставленных счет-фактур, книге покупок и продаж. Изменения касаются участников рынка только в части документооборота.

«Покупать и настраивать дополнительное оборудование не придется, - поясняет Наталья Лещинец. – Напомню, что в случае с обязательной маркировкой, производителям продукции пришлось приобретать приборы для печати кодов, а всем участникам рынка — 2D-сканеры для их сканирования. С 1 июля 2021 передача УПД в электронном формате стала обязательной. Поэтому пока для работы с прослеживаемым товаром достаточно подключиться к оператору электронного документооборота».

В будущем законодатель планирует разработать государственную информационную систему (ГИС), в которой пользователи будут отражать сведения о прослеживаемости. Сейчас операторы ЭДО получают информацию о том, как организовать ГИС. Планируется, что она будет разработана к 1 декабря 2022 года, а заработает — с 1 января 2023.
Задача бизнеса
Бизнесу предстоит соблюдать правила работы с прослеживаемым товаром. Основная задача — научить сотрудников работать с новыми форматами документов и подавать в ФНС корректные формы отчетов. Также важно следить за грядущими изменениями: форматом УПД и запуском ГИС для прослеживаемых товаров.
На какие товары распространена система
Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, установило Постановление правительства № 1100 от 1 июля 2021 года. В сравнении с товарами, которые нужно маркировать, список небольшой. Он включает в себя холодильники, морозильники, стиральные машины, автопогрузчики, бульдозеры, экскаваторы, мониторы и т.д. Ожидается, что со временем перечень пополнится. Проверить, нужно ли прослеживать конкретный товар, можно в сервисе ФНС по кодам ТН ВЭД, ОКПД2, наименованию товара или номеру декларации.
Опыт других стран
Опыт других стран показывает, что введение прослеживаемости позволяет предоставить конечным потребителям более качественные товары. Так, законодательство Европейского союза предусматривает прослеживаемость пищевой продукции от производства до точки сбыта. Каждый участник цепочки поставок знает, от кого получил товар и кому его передал. При этом законодатель установил жесткие требования по отношению к бизнесу: если конечный потребитель не может получить информацию о товаре, поставлять его на рынок запрещено. Аналогичные меры приняты в отношении лекарственных препаратов — на европейском рынке у каждого лекарства есть индивидуальный код. Тенденцию на обязательную прослеживаемость поддерживают многие экономически развитые и развивающиеся страны. В их числе — США, Китай, Бразилия и т.д.
Подводные камни и недоработки
«Пока система не заработала в полную силу, - говорит Наталья Лещинец. - Законодатель вводит ее поэтапно, чтобы помочь бизнесу адаптироваться к изменениям. Хотя обязанность прослеживать некоторые товары появилась, санкций за несоблюдение правил еще не предусмотрено. Ожидается, что штрафовать начнут с 1 июля 2022 года».

Оценить эффективность системы можно будет ближе к 2023 году.
«Несмотря на то, что в пояснительной записке к закону сказано, что система прослеживаемости направлена на минимизацию рисков ввоза и оборота на территории Российской Федерации контрафактного и контрабандного товара и на поддержание честной конкурентной среды на отечественном рынке, для меня очевидно, что это всего лишь очередной виток повышения контроля государства над экономикой», - высказывает свое мнение Евгений Остряков.

Евгений Остряков
Управляющей партнер биржагрузоперевозок.рф
Не секрет, что схемы оптимизации таможенных платежей все еще активно используются бизнесом. Некоторое время назад таможенная база уже была интегрирована с BIGDATA налоговых органов, что существенно усложняет занижение инвойсовой стоимости при импорте. База контролирует входящую стоимость товара при пересечении границы и сравнивает ее со стоимостью реализации. Налоговые органы контролируют уплату налогов с этой разницы.
«Новая система прослеживаемости является логичным продолжением данной политики, - рассуждает Евгений Остряков. - Хотя для меня остается загадкой, для чего делать дублирующие процессы, усложняя жизнь пользователям. При этом процедура не предполагает использования дополнительных средств или чипов, все регистрация идет онлайн и ведет к присвоению номера РНПТ. Однако, в дальнейшем, она предполагает отражение данного номера в счетах фактуры и отгрузочных документах. Большая часть оформляемой документации формируется автоматически, а внесение и интеграция нового поля в пакет формирующихся документов точно внесет приличную долю неразберихи в процесс. Также, не удивлюсь, если за неверно оформленные документы налоговые органы будут применять штрафные меры к бизнесу.
Несмотря на простую с виду процедуру, уверен, она усложнит работу бизнеса, ведь она направлена не на упрощение ведения бизнеса и коммуникацию, а на более удобный контроль государства за уплатой налогов. Причем, этот контроль делается руками и за счет тех, кто этот бизнес создает. Любая дополнительная нагрузка создает для бизнеса ограничения и не способствует формирования созидательной среды».

Евгений Остряков
Управляющей партнер биржагрузоперевозок.рф

Виды маркетплейсов для грузовых перевозок

Основной целью введения контроля является попытки обезопасить рынок от вредных веществ, так как производители стали нарушать заявленные нормы или заменять химикаты на более дешевые вещества, что негативно может сказаться на здоровье человека

Цель – обезопасить внутренний рынок опасной продукции из третьих стран.

Какие меры нужны, чтобы облегчить экономическую жизнь компаний, занимающихся грузоперевозками

В ходе спецоперации ФТС России на границе с Казахстаном выявлено 14 фур с запрещенными товарами

Как выглядит рынок образовательных услуг в сфере ВЭД и куда идти учиться

Какие сложности возникают при таможенном оформлении судна, заходящим в морской порт

Создали отраслевую рабочую группу «Электронная торговля»