Цифровые технологии в сфере грузовых железнодорожных перевозок
О перспективных цифровых технологиях в сфере грузовых железнодорожных перевозок в международном сообщении рассказал Алексей Николаевич Шило, заместитель генерального директора ОАО «РЖД», начальник Центра фирменного транспортного обслуживания, на Международном таможенном форуме, который проходил в октябре 2021 года.

Коротко рассказываем основные тезисы его выступления.
Цифровые технологии — это жизненная необходимость. Клиентам сегодня нужны цифровые технологии и цифровые проекты, потому что они ценят время и безопасность.

Российские железные дороги трансформируются, и сейчас мы всерьез ощущаем себя как хорошая сервисная компания. За 10 лет произошла колоссальная эволюция в развитии информационных технологий. Это касается, как наших внутренних процессов, так и введение электронного документооборота и роботизации применяемых операций. Мы добились, что большая часть операций не зависит от человеческого фактора, что важно при оформлении комплектно-перевозочных документов. Раньше все необходимые проверки проводили вручную, сейчас это проводиться все в автоматическом режиме за доли секунды.
Ключевое направление — это развитие омниканальности. Мы хотим, чтобы клиент, обращаясь за перевозкой через любой канал связи, мог получить весь набор услуг не только от нас, но и наших партнеров, в том числе для организации мультимодальной перевозки.

Смарт-контракт

Клиент хочет находиться в едином информационном поле, чтобы каждый элемент транспортной цепочки одинаково оценивался сторонами: и исполнителем этой перевозки, и потребителем услуги.

В целевом значении это автоисполнение договора и проведение автоматических расчетов. Применяя технологии распределенного хранения данных, мы исключаем необходимость проведения претензионных или судебных решений. К тому же это экономит время, и наши клиенты получают уникальное преимущество, получая свой товар точно в срок. Однако технология идет быстрее, чем изменения законодательства. Мы уже сейчас можем полностью в безбумажном виде организовывать такие перевозки, но по-прежнему на многих этапах требуется юридическое документарное подтверждение.

Следующий этап — это переход от юридически значимых электронных документов к уже юридически значимым данным. Согласовав между всеми участниками определенный формат данных, можно будет на любом этапе преобразовать данные в необходимые документы.

Платформенные решения

Клиентам интересно работать через "одно окно". Торгово-платформенная площадка РЖД дает такую возможность. Мы начинали проект пару лет назад, и с тех пор через площадку возможно найти вагон, организовать перевозку, произвести начально-конечные операции.

Сейчас мы начинаем двигаться в сторону экспортно-импортных и транзитных перевозок через электронную площадку. Ключевой момент, который требует решения — это возможность передавать в электронном виде сопроводительные документы. Комплект перевозочных документов — это уже реальность, а вот инвойс, перевозочный лист — это то, что нужно будет сделать в ближайшее время. Как только мы это сделаем, у нас открываются широкие возможности для наших потребителей.

Мультимодальность

Железнодорожники заинтересованы, чтобы клиенты взаимодействовали с нами, начиная с отгрузки еще за морем в другом государстве. Цель — сделать так, чтобы оформление проходило без остановки, то есть оформление «в движении».

Проект «Интертран», созданный совместно с ВМТП, компанией «FESCO», Федеральной таможенной службой, позволяет организовать взаимодействие в режиме заблаговременной передачи данных и полностью безбумажных технологий в порту. У нас полный комплект всех операций с грузом сократился более чем в два раза, а проведение таможенных операций в порту сократилось до 4 часов. Это обеспечивается вводом данных в согласованном формате между сторонами. География этих перевозок сегодня расширяется, происходит признание информации между таможенными органами соседних стран. Например, мы сейчас прорабатываем этот вопрос с Белоруссией. Скоро мы будем готовы работать по данной технологии с транзитными перевозками.

Навигационные пломбы

Задача стоит в том, чтобы отказаться от простого пломбировочного устройства и перейти к пломбе, которая будет решать несколько задач. Сегодня мы используем их для перевозки отдельных категорий товаров для того, чтобы дополнительно контролировать трекинг в пути следования. В идеале нужно, чтобы эта пломба выполняла функции защиты груза от доступа, трекинга и передачи информации о грузе и о его грузовладельце в таможенные органы для бесшовного прохождения таможенных процедур на границе.

В период с 2021 по 2028 гг. среднегодовой темп роста рынка цифровой логистики составит 7,89%

21-22 октября в Москве прошел Международный таможенный форум. На мероприятии была насыщенная деловая программа, на которой присутствовал весь таможенный бомонд.

Какие есть it-решения для оперативного и удобного документооборота для участников ВЭД в России

Из-за простоев на границе ежедневно российские перевозчики теряют в среднем 40 млн рублей только на МАПП «Забайкальск – Маньчжурия».

Виды маркетплейсов для грузовых перевозок

"Пограничная инфраструктура является главным сдерживающим фактором в развитии торговли, который мы пока не сумели преодолеть".