В Санкт-Петербурге состоялась выставка «НЕВА 2021»
В Санкт-Петербурге состоялась 16-я Международная выставка по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа «НЕВА 2021»
Выставка проходила в КВЦ «Экспофорум» с 21 по 24 сентября 2021 года при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства иностранных дел РФ, Правительства Санкт-Петербурга, Морской коллегии при Правительстве РФ, Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, Российского союза промышленников и предпринимателей, Российской палаты судоходства, крупнейшего российского государственного судостроительного холдинга ОСК, государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», а также государственных институтов и общественных организаций, которые содействуют предпринимательству, развитию экспорта и укреплению международного сотрудничества.

На торжественной церемонии открытия крупнейшей в Восточной Европе и на всем постсоветском пространстве отраслевой выставки выступили заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев, вице-губернатор Санкт-Петербурга Эдуард Батанов и генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов. Также в церемонии приняли участие президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Алексей Клявин, заместитель генерального директора – директор Дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша, генеральный директор АО «ГТЛК» Евгений Дитрих, генеральный директор ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Константин Пальников и генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков.

Напомнив, что выставка проходит один раз в два года, Александр Пошивай подчеркнул, что поставленная Правительством России задача по ускорению развития водного транспорта может быть решена только при тесном взаимодействии предприятий судостроения и судоходства. «Необходимо не только увеличивать количество и улучшать качество судов, – сказал он, – но и придавать массовость российскому судостроению».

Выставка заняла 3 павильона. Общая площадь выставочных площадей увеличилась по сравнению с 2019 годом на 1000 кв. м и составила 31 000 кв. м. На ней разместились стенды 544 экспонентов, из них 436 российских и 108 иностранных.

Семь стран были представлены в формате национальных павильонов: Германия, Голландия, Испания, Норвегия, Турция, Финляндия и Южная Корея. Также среди экспонентов и делегатов присутствовали компании из Беларуси, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Дании, Исландии, Италии, Канады, Литвы, Нидерландов, Польши, Турции, Франции, Чехии и Эстонии.

Экспозиция «НЕВЫ»

Выставка еще раз подтвердила, что высокие технологии и цифровизация уже не просто мода, а новая реальность. Участники презентовали несколько десятков инновационных проектов – от создания отдельных приборов до судостроительных технологий.

Онежский судостроительно-судоремонтный завод представил проект первой в России цифровой верфи, «Атомэнергомаш» совместно с партнерами – «Атомэнерго» и финской компанией Aker Arctic Technology Inc. Г – концептуальные проекты полупогружных судов ледовых классов Arc5 и Arc7 для перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов в арктических условиях. Компания «Армалит» продемонстрировала новые электроприводы, Крыловский государственный научный центр – макеты уже готовых судов собственной разработки. Компания «Судовые системы» показала насосный агрегат КММ-Е, компрессоры для пускового и дыхательного воздуха и оборудование для систем сжатых газов, компания «Лопастные Гидравлические Машины» – новое поколение центробежных вертикальных насосов и судовых электронасосов. НПЦ «АКВАМАРИН» познакомил посетителей с базовыми несущими конструкциями, специализированными блочными каркасами и защищенным ноутбуком «Аквамарин» на базе процессора «ЭЛЬБРУС». Производственно-коммерческая фирма «ЛЕНТРАНС» показала автоматическую буксирную лебедку с тяговым усилием 40 кН (тип TWA-E).

Кингисеппский машиностроительный завод впервые представил линейку аварийно-спасательного оборудования и спецодежды. Также привлекли внимание посетителей следующие проекты: электронно-картографическая система NavCom Voyager на базе отечественного программного обеспечения компании «НавМарин», линейка телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов и водолазные комплексы компании «ТЕТИС ПРО», разъездной катер на дизельном двигателе «900» и лодка «500» машиностроительного предприятия «Винета», винторулевые колонки, подруливающие устройства и палубные пропульсивные комплексы разработки компании «Судовые Движительные Комплексы». Компания Vega Group, объединяющая Ахтубинский, Балаковский и Волжский судостроительно-судоремонтные заводы, представила танкеры, земснаряды, буксирно-моторные катера и другие суда. «Окская судоверфь» презентовала проекты своих строящихся и готовых судов, представила макет грузопассажирского судна проекта NE020.2, спущенного на воду 30 августа 2021 года (судно предназначено для перевозки пассажиров и двадцатифутовых контейнеров международного образца, в том числе рефрижераторных, между Курильскими островами и Камчаткой). «Беломорская Сплавная Компания» представила модель буксира проекта «Ярослав», «Фуруно Еврус» – новую концепцию, которая объединяет в себе все навигационные данные (система позволяет на мостике судна выводить изображение от любого навигационного прибора на любой из мониторов). Компания Sitronics Group представила инновационные разработки автономного судовождения, российскую навигационную систему «Беринг» и морскую коммуникационную платформу. Также в ходе выставки состоялась онлайн-церемония начала строительства буксиров ASD 3010 Ice группы DAMEN Shipyards.

Деловая программа «НЕВЫ» включала 33 сессии с участием около 3500 делегатов и 300 спикеров.

Пленарная сессия была посвящена национальной стратегии развития судостроительной промышленности и международному сотрудничеству. Заместитель министра транспорта Александр Пошивай представил основные моменты стратегии развития внутренних водных путей России. Среди проблем он назвал дефицит судов. В частности, для полноценной работы не хватает судов технического флота, на сегодня более 40% судов этого назначения устарели. При этом внутренние водные пути, по словам замминистра, являются важной составляющей развития транспортного сообщения, поэтому важно уделить им отдельное внимание на самом высоком уровне.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев рассказал о планах по развитию судоходства на альтернативных видах топлива, проработке вопросов строительства и дальнейшей заправки инновационных судов водородом и сжиженным природным газом. Замминистра отметил успехи в области разработок в сфере автономного судовождения и сообщил о том, что Минпромторг привлечет 108 млрд руб. на строительство 300 судов.

Генеральный директор ПАО «ГТЛК» Евгений Дитрих рассказал, что компания совместно с Минпромторгом и профильными ведомствами ведет работу по привлечению средств из Фонда национального благосостояния на развитие лизинговой программы в судостроении.
Кроме того, он отметил, что в России будут применять метод операционного лизинга для водного транспорта.

Заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» – директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша высказался за необходимость строить грузовые суда ледового класса в России. По его словам, помимо атомных ледоколов нужны ледоколы на сжиженном природном газе.

Наибольший интерес профессиональной аудитории вызвали сессии, посвященные развитию морской робототехники и цифровизации.
Арктическая тематика на «НЕВЕ 2021»

В качестве одного из приоритетов экспозиционной и деловой программы «НЕВЫ 2021» стало арктическое судостроение и судоходство. Актуальность темы обусловлена возрастающим вниманием к ресурсам и возможностям Арктики, необходимостью дальнейшего укрепления позиций России как ведущей державы региона и председательством России в Арктическом совете в 2021-2023 годах.

На стратегической сессии «Международное, техническое и научное сотрудничество для обеспечения устойчивого судоходства и развития транзита в Арктике» эксперты обсудили новейшие мировые и российские тенденции судостроения и проектирования для Арктики, технологии безопасности судоходства в арктических условиях, вопросы обслуживания, модернизации и ремонта судов, развитие инфраструктуры Северного морского пути, влияние изменяющегося климата на развитие устойчивого судоходства, новые виды топлива для Арктики и многое другое.

Заместитель директора Дирекции Северного морского пути Максим Кулинко сосредоточился в своем выступлении на крупных энергетических проектах. На его взгляд, потребность в плавучих атомных станциях высока, ведь на это направление обратили свое внимание зарубежные компании в Англии, Кореи, Китае. Общий объем потребности в подобных источниках энергии на мировом рынке оценивается в 10 ГВт.

Сегодня «Атомфлот» занимается большими контрактами для обеспечения арктических проектов с «Северной Звездой», «Восток Ойл», «Баимский ГОК» (уже заключены предварительные соглашения на поставку 4-х плавучих атомных блоков. К 2027 году планируется пустить первый ток). Также кратко была затронута тема атомных ледоколов. Генеральный директор «Атомфлота» Мустафа Кашка отметил, что роль ледокола шаг за шагом смещается, так как появляются суда, способные самостоятельно проходить до нужных объектов (речь об удачном пробном рейсе газовоза «Кристоф де Маржери»). Однако необходимость в новейших атомных ледоколах высока, ведь приходит пора замены старых судов, а также никуда не ушла задача по выводу СМП на коммерческий уровень.

Заместитель генерального директора ССК «Звезда» Константин Глобенко показал, какие суда уже выпускает еще не достроенное предприятие. Всего их 66, в том числе 40 – ледового класса. В их числе, многофункциональные суда снабжения, арктические танкеры-челноки, танкеры-газовозы высшего ледового класса, атомный ледокол и другие.

Также в рамках арктической сессии состоялось подписание договора о сотрудничестве между экспертным центром «Проектный офис развития Арктики» (ПОРА) и компанией «НЕВА-Интернэшнл».

На площадке «НЕВЫ» состоялся ряд деловых переговоров и подписаний более 15 соглашений.

26-28 мая 2021 года состоялся саммит «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов», который прошел сразу в двух городах - в Москве и Санкт-Петербурге

Производственные мощности склада позволяют маркировать до 50 тыс.товаров в сутки

Как пандемия привела моряков к гуманитарному кризису

Эксперт о том, что ситуация на контейнерном рынке будет ухудшаться минимум до середины 2022 года

Проект предполагает инвестиции на сумму не менее 35 миллиардов рублей

А фрахтовые ставки продолжат расти

Росатом планирует в 2025 году запустить первый арктический контейнеровоз для транзитных перевозок по СМП