Рынок магистральных грузовиков переживает сейчас непростые времена. Продажи в начале года росли, но этот рост выглядит не убедительным, так как связан с низкой базой прошлого периода. По мнению экспертов, рынок стареет и находится в уязвимом экономическом положении.

Тобин Станислав, руководитель cлужбы логистики ГК Аривист

Основные причины старения парка магистральных грузовиков всегда зависят от общей экономической ситуации в стране.

Сейчас происходит старение парка магистральных тягачей, потому что:
— Закончилась государственная поддержка по лизингу и прямые скидки на технику,
— Расходная часть на содержание автопарка постоянно растёт, а доходная падает. Сложность в том, что у перевозчиков не хватает денег на импортную, более надёжную и дорогую технику. Для сохранения автопарка мы вынуждены чаще ремонтировать технику, а не покупать новую. И эта тенденция продолжится, поскольку объективных экономических перспектив возврата к росту рынка пока не наблюдается.

Новые автопоезда востребованы на дальних расстояниях. Чем дальше перевозка, тем более высокие требования к состоянию подвижного состава, ремонтироваться в рейсе неудобно и значительно дороже.

В лизинге также есть свои риски. Основной риск связан с экономической ситуацией, то есть с наличием постоянной работы со стабильным доходом. В случае нарушения принятых на себя обязательств по договору лизинговые компании начинают действовать практически мгновенно и довольно строго: возможно, как минимум, увеличение стоимости при следующем заимствовании вплоть до изъятия техники.

Меры государственной поддержки на данный момент разработаны, но система их получения требует серьезного упрощения.

Для того чтобы облегчить экономическую жизнь компаниям, необходимы:

  • предложения по отсрочке и снижению лизинговых платежей;
  • частичные компенсации автотранспортным предприятиям за счет федерального бюджета части лизинговых платежей по договорам лизинга грузовиков;
  • снижение ставок транспортного налога;
  • хотя бы временный льготный период, а лучше полный мораторий оплаты системы «Платон»;
  • освобождение от уплаты утилизационного сбора на магистральные грузовики, что позволит существенно снизить стоимость новой техники.