e-commerce
Фулфилмент: тренды и потенциал роста
Алексей Жуков
Исполнительный директор фулфилмент-оператора ReWoker
Перспективы интернет-торговли
Интернет-торговля показала значительный рост в 2020 году, и существенное влияние на это оказала пандемия. Однако в России рост онлайн-торговли можно охарактеризовать как взрывной. Наш рынок вырос в 2020 году на 58%, согласно отчету исследовательского агентства Data Insight. И хотя объем рынка в денежном выражении и в количестве заказов еще далек от стран-лидеров интернет-торговли, все же списать такой рост на низкую базу будет несправедливо. В Великобритания доля интернет-продаж в 2020 году составила 26,2%, Германия – 19,9%, Франция – 14,3%. В среднем по миру доля онлайн-продаж в общем объеме ритейла в 2020 году составила 18% сделав скачок от результатов 2019 года, когда этот показатель был на уровне 13,6%. Доля интернет-торговли в общем объеме российского ритейла эксперты оценивают в 9%, а это уже не мало.

За этими цифрами скрывается постоянно растущая инфраструктура – система товародвижения от поставщика до двери потребителя. Эта инфраструктура существенно отличается от классических схем дистрибуции розницы. Хотя процессы, протекающие на складах интернет-ритейла, похожи – товар нужно принять, хранить, скомплектовать в заказ и отправить. Разница в деталях – в фулфилмент-центрах ежедневно обрабатываются десятки тысяч заказов, состоящие из небольшого количества разных товаров.

Небольшие и средние интернет-магазины зачастую отдают процессы фулфилмента на аутсорс специализированным логистическим операторам. Происходит это двум основным причинам. Во-первых, аутсорсинг позволяет сократить издержки, поскольку исполнение заказов без соответствующего оборудования и программного обеспечения в ручном режиме выходит весьма дорогим. Во-вторых, из-за качества исполнения заказов. Для организации фулфилмент-центра и качественного исполнения заказов необходимы значительные затраты на инфраструктуру, а рост количества заказов может вызывать необходимость в нелинейном росте инфраструктуры. Фулфилмент-центры, предоставляющие услуги на аутсорс, решают проблемы качества исполнения и роста продаж клиента, позволяя сосредоточиться на главном – росте продаж.
История фулфилмента
Первые фулфилмент-центры (от англ. Order Fulfillment – исполнение заказов) начали появляться в нулевых на волне роста интернет-магазинов в Америке. Нельзя сказать, что на складах фулфилмента изобрели что-то новое – ведь в Америке и в Европе уже успешно работали компании дистанционной торговли – каталоги и телемагазины. Однако в 2004 году в журнале Wired вышла статья про теорию, согласно которой возможности интернет-торговли позволяют предложить широкому кругу аудитории огромный ассортимент, что позволит каждому потребителю найти именно тот товар, который ему нужен. А интернет-магазин сможет зарабатывать больше не на продаже бестселлеров, как это бывает в традиционном ритейле и традиционной дистанционной торговле, а на продаже редких, представленных в нескольких единицах товарах, но которых в ассортименте миллионы.

С тех пор интернет-магазины наращивают представленный на витринах ассортимент. На бесконечной полке американского Амазона «лежат» 606 млн артикулов различных товаров. Всего по всему миру на 11 локальных площадках Амазона продается более 3 млрд различных товаров. Ассортимент российских маркетплейсов значительно скромнее и насчитывает, по разным оценкам, до сотни миллионов артикулов. Среди крупнейших площадок – Wildberries, Ozon, YandexMarket, Сбермегамаркет.

Виртуальная витрина может быть «бесконечной», но склад в реальном мире имеет ограничения в виде стен, стеллажей, полок, ячеек, где эти товары должны дожидаться своего заказа. Соответственно, в отличие от традиционных складов требуется совершенно другой подход к размещению и комплектации товаров, и появляются новые процессы в виде упаковки и маркировки заказов в различные службы доставки.

В 2016 году генеральный директор компании Prologis inc., Хамид Могадам, озвучил результаты исследования: фулфилмент-центры, обслуживающие интернет-торговлю, используют площадь в три раза большую, чем дистрибуционные центры традиционной розницы, оперирующие тем же количеством товаров. Происходит это из-за особенности электронной коммерции - необходимо организовывать хранение не в паллетах, а в ячейках поштучно для оперативного доступа комплектовщика.

Современные средства автоматизации интралогистики позволяют повысить эффективность работы фулфилмент-центров и сократить операционные издержки. Так, например, один из крупнейших европейских фулфилмент-операторов компания Arvato заявила, что после инсталляции роботизированной системы Autostore на одном из складов, количество заказов, которые центр способен исполнять, повысилось в 2,5 раза.

Победное шествие роботов в фулфилменте началось еще в 2007 году, когда на складах американских ритейлеров Staples, Zappos и Walgreens появились первые оранжевые «тумбочки» компании Kiva Robotics, которые подвозили нужные товары к комплектовщику. Наибольшую известность эта технология приобрела, когда появилась на складах Амазона. В 2012 году Kiva Robotics была выкуплена интернет-гигантом за $775 млн, и сегодня в фулфилмент-центрах Амазона работает более 200 тыс. роботов.
Подводные камни фулфилмента
Конечно, не все так радужно с роботами - низкие операционные издержки нивелируются высокой стоимостью таких систем. В российских реалиях, где заемные средства достаточно дороги, а горизонт долгосрочного планирования редко бывает более трех лет (окупаемость вложений в инфраструктуру на уровне 5-6 лет), появление таких систем скорее исключение. Большинство фулфилмент-центров даже крупных компаний используют ручной подбор. Даже при ручном подходе главным ограничением российского рынка фулфилмента можно назвать высокую капиталоемкость бизнеса. Вложения в склад, в оборудование (без роботов) существенны. Стеллажные конструкции, возводимые на складах, стоят сотни миллионов рублей, и даже успешные фулфилмент-операторы испытывают трудности с масштабированием бизнеса.
Для оборудования склада под фулфилмент-центр площадью 10 тыс. кв. м требуется порядка 600 млн рублей.
В современном мире любая компания, чем бы она не занималась, прежде всего IT-компания. В основе бизнеса любого фулфилмент-оператора находится WMS – Warehouse Management System – система управления складом. Для нужд фулфилмента не подходят программные комплексы, разработанные для традиционных логистических операторов. Нигде в мире нет такого пренебрежения к IT-вопросам как в России. Желание «спихнуть» проблему интеграции на логистического подрядчика, а не на специализированного IT-интегратора, продиктовано прежде всего желанием сэкономить. Но такая экономия выходит боком.
Основные барьеры фулфилмента:
  • затянутый процесс интеграции систем, необходимых для старта онлайн-торговли;
  • сложная коммуникация с фулфилмент-посредниками, ограниченный доступ к информации о поставках и наличии товара;
  • дороговизна фулфилмент-сервис.
        Большинство компаний, которые хотели бы отдать фулфилмент на аутсорс, не умеют посчитать собственные издержки на процессы. Аллоцировав лишь часть издержек, они приходят к выводу, что аутсорсинговый фулфилмент – это дорого. И только те компании, которые поработали с фулфилмент-центрами и сравнили издержки на круг, понимают настоящую стоимость услуги, с учетом процентов ошибок и издержки на преодоление этих ошибок.
        Потенциал роста фулфилмента
        Потенциал роста фулфилмента как отрасли только нарастает. На текущий момент практически все центры сосредоточены в московском регионе, и только крупные ритейлеры предпринимают попытки выхода со складами в регионы. Ozon открыл свои фулфилмент-фабрики в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Казани, Екатеринбурге и Новосибирске. Wildberries - в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске.

        Это убирает дискриминацию онлайн-покупателей по географическому принципу: чем дальше город расположен от Москвы и чем меньше его население, тем дольше приходится ждать покупателю своего заказа. «Последняя миля» у нас все еще далеко не миля. Развитие фулфилмент-центров в крупных городах вопрос только времени. В течение ближайших 5-7 лет мы увидим примеры работы сети фулфилент-центров не только маркетплйесов, но и аутсорсинговых операторов.
        Марина Сипатова
        Фото

        Сейчас бот умеет в автоматическом режиме уточнять данные курьера, отслеживать заказ, согласовывать дату и адрес доставки

        Срок доставки из Гуанчжоу до Москвы составляет в среднем 22 дня.

        В планах отправлять еженедельно до 5 полуприцепов по маршруту Москва – Владивосток и обратно

        Как выиграет российский бизнес от маркировки алкогольной продукции в России

        Как выявить возможности повышения эффективности бизнеса

        В рамках конференции «ТрансЛогистика Санкт-Петербург» пройдёт выделенная сессия «Биржа труда: подбор отраслевого персонала»

        «СберЛогистика» вошла в реестр таможенных представителей, а также в реестр владельцев СВХ

        Эксперты обсудили такие темы: логистическая инфраструктура, эквайринг, самозанятые