В ноябре 2021 года на Международном таможенном форуме было объявлено о предстоящем запуске нового сервиса по отслеживанию ввоза образов продукции для проведения экспертизы в целях сертификации. Он позволит ФТС и Росаккредитации обмениваться данными о реальном ввозе экземпляров импортной продукции для испытаний в реальном времени.

Курбатова Екатерина Дмитриевна
Руководитель центра сертификации Ростест Урал


У ФТС РФ есть данные обо всей продукции, что перемещается через границу, в том числе по образцам для проведения экспертизы и оценки продукции. Со своей стороны Росаккредитация ведет реестры всех разрешительных документов, выданных после оценки соответствия в национальной системе РФ или по техническим регламентам ЕАЭС.

На данный момент сопоставить эти данные можно путем запроса, который ФТС направляет в ФСА. Количество запросов от ФТС составляет 86% от общего количества обращений за сведениями из реестра.

Введение нового сервиса позволит оперативно сверять указанную информацию в режиме онлайн.

Единый сервис электронного взаимодействия ФТС и ФСА ускорит и упростит все проверки, что позволит:

  • быстро выявить факт незаконного оформления сертификата на импортные товары, чьи образцы не пересекали границу для проведения исследований, тестов;
  • сократить количество контрафактной продукции, которая не имеет разрешительных документов, не проходила предписанные проверки по нормам безопасности;снизить долю продукции, ввозимой без сертификатов, протоколов испытаний;
  • привлечь к ответственности предпринимателей, которые нарушили правила перемещения товаров через границу;
  • привлечь к ответственности органы по сертификации, которые выдают сертификаты без реальной проверки безопасности продукции.

Пока нет информации, в какие сроки ФТС и Росаккредитация будут готовы перейти к работе с новым сервисом. Также не утвержден нормативный акт о регламенте электронного взаимодействия. Но общий алгоритм работы с сервисом и последствия выявления несоответствий известны уже сейчас.

С введением нового сервиса правила перемещения типовых экземпляров импортного ассортимента для сертификации не изменятся. Импортеру важно обеспечить реальное проведение экспертизы именно для того ассортимента, который впоследствии будет перемещен через границу и отражен в декларации для Таможни. Если на территории России есть часть партии, которая не соответствует ввозимому ассортименту, проведение испытаний по ней будет являться нарушением.

Сертификаты и декларации, не зарегистрированные в реестре Росаккредитации, не дают права на выпуск продукции в обращение. При отсутствии таких данных в реестре ФТС автоматически откажет в перемещении груза через границу. Но даже если данные о сертификате есть в реестре, ФТС вправе проверить законность его выдачи.
Как ФТС будет получать данные о ввозе образцов?

  1. Импортер подает в ФТС декларацию, разрешительные документы на ввозимый ассортимент;
  2. Таможенная служба проверяет полноту и правильность заполнения представленных материалов;
  3. Сведения из декларации и сертификата проверяются через электронный сервис, в том числе на соответствие данных о ввозе проб (образцов) для испытаний;
  4. При наличии несоответствий таможенная служба запрашивает дополнительную информацию, либо выносит отказ в перемещении продукции через границу;
  5. Выявленные нарушения могут являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Результаты проверки на этапе таможенного оформления важны и для Росаккредитации. По выявленным нарушениям и несоответствиям ФСА может принимать решение о прекращении действия сертификата или декларации, привлекать виновных лиц к ответственности. Если нарушение допущено органом по сертификации или испытательной лабораторией, то здесь речь пойдет об аннулировании аттестата аккредитации.
Чем грозит нарушение правил ввоза и отбора товаров для испытаний
У добросовестных импортеров никаких проблем с введением нового сервиса ФТС и Росаккредитации не возникнет. Соблюдение правил сертификации, испытаний и перемещении образцов будет проверено при оформлении документов на перемещение продукции. Более того, проверки пройдут быстрее, так как таможенному органу не придется подавать отдельный запрос в ФСА, ждать ответа на него.

Сложности при таможенном декларировании могут возникнуть:
· если для испытаний не ввозились пробы (образцы), либо они не соответствуют реальному ассортименту изделий;
· если в сертификате не указан номер ГТД, либо он отсутствует в реестре таможенной службы;
· если данные о разрешительном документе не внесены в реестр Росаккредитации.

На основании недостоверных сведений о протоколе испытаний и возникают причины для проверки таможенного декларирования.Любое несоблюдение правил выпуска продукции в обращение, порядка ввоза образцов или основного ассортимента может стать основанием для привлечения к ответственности.

В каких случаях применяются меры наказания:
· за отсутствие обязательных документов на товар (сертификат или декларация, протокол и т.д.);
· несоблюдение правил таможенного оформления при ввозе проб или основной партии;
· недостоверные результаты испытаний, в том числе за выдачу протоколов без проведения тестов и исследований;
· направление недействительных документов в таможенные органы;
· нарушение правил ввоза образцов;
· иное, согласно КоАП РФ.

Как указывалось выше, ответственность может грозить и органам по сертификации, и испытательным лабораториям. Административный материал о привлечении к ответственности оформляют должностные лица ФТС.