Ликвидация кризиса на Дальнем Востоке займет месяцы
Коллапс в порту Владивостока продлится как минимум до февраля, ожидают участники «Сообщества топ-менеджеров логистических компаний». Ситуацию усугубляют предновогодний сезон и постоянно растущий объем импортных грузов, следующих из Азиатско-Тихоокеанского региона.
Коллапс в порту Владивостока держится уже больше месяца. Судна, груженные контейнерами, стоят в ожидании на доставку в регионы, которые полностью зависят от морских поставок: Магадан, Камчатка и Сахалин. Очередь на выход из акватории порта растянулась на несколько недель. Сроки доставки в дальневосточные регионы выросли в два раза и более. Например, по данным компании TransAsia Logistics, если раньше из Новосибирска в Магадан груз шел 30 дней, то теперь доставляется 60 суток.

Губернатор Камчатского края Владимир Солодов связал сложную ситуацию в порту с кризисом глобальной грузовой логистики. По его словам, ситуация находится на контроле Минтранса и Министерства развития Дальнего Востока, объявлен режим приоритетной отгрузки необходимых товаров в труднодоступные регионы, весь процесс отслеживается в ручном режиме. При этом «системно все это не решится в ближайшее время», и в будущем «мы можем ожидать таких же всплесков задержек и увеличения стоимости отправки», — сообщил он в своем телеграмм-канале.

«Ситуация "плавающая": то приближается к норме, то снова возникают заторы и задержка грузов», — отмечает директор по внешнеэкономической деятельности LKTK Group Александр Дорофеев. «Проблема нехватки инфраструктуры и грузопотоки, превышающие возможности портов дальневосточного региона, будут удерживать порты в коллапсе вплоть до китайского Нового года».

Китайский Новый год в 2022 году наступит 1 февраля. После Китай уйдет на двухнедельные каникулы, уменьшится количество грузов из КНР и можно будет попробовать разгрузить образовавшийся затор.

Острая нехватка порожнего оборудования на фоне растущего импорта в пик сезонного роста внутрироссийских грузоперевозок лишь усугубляет ситуацию в портах, — отмечает руководитель службы транспортной логистики ПЭК Магомед Гасанов.

Некоторые региональные дальневосточные компании и вовсе вынуждены были временно прекратить приемку грузов в направлении Магадана, Сахалина и Камчатки, поскольку им не на чем их доставить.

Гарантировать четкие сроки доставки сейчас уже практически невозможно. Так, например, транзитное время в пути из Москвы в Магадан составляет 50+ дней и оно будет только расти, уверены транспортно-логистические компании.

Вслед за сроками растут и цены

«Лихорадит» и цены на перевозки — рынок динамично реагирует на спрос. Рост тарифов составляет в среднем от 10 до 30%. Способствует этому и периодические приостановки выдачи порожнего оборудования в направлении Магадана, Сахалина, Камчатки.

Грузы из Москвы можно по железной дороге отправлять до Хабаровска, там перегрузить в фуру и паромом отправить на Сахалин. Но нужно понимать, что круглогодично использовать сухопутные маршруты невозможно, поскольку дальневосточная погода в холодное время года не дает возможности гарантировать сроки доставки, говорит директор по внешнеэкономической деятельности LKTK Group Александр Дорофеев.

В конце сентября на совещании с органами исполнительной власти Приморского края министерство транспорта Сахалинской области заявило, что загруженность морской грузопассажирской паромной переправы Ванино — Холмск составляет 85%. На тот момент в ожидании отправки находились более 2000 контейнеров.

Для доставки грузов в Магадан, Сахалин и Петропавловск-Камчатский оптимальный путь с точки зрения логистики — только морем. Авиадоставка грузов туда обойдется значительно дороже, отмечает руководитель службы транспортной логистики ПЭК Магомед Гасанов. И для большинства категорий грузов такая доставка не оправдана.

Логистические компании в последние месяцы неоднократно сталкивались со сложностями при доставке в дальневосточные регионы (Сахалин, Магадан и Камчатка). По словам Магомеда Гасанова, определенные трудности наблюдаются с середины лета. «Текущих мощностей объективно не хватает. При этом активно развиваются новые транзитные пути, модернизируется железнодорожная и морская инфраструктура. Но на всё требуется время, которого попросту нет. Основная задача заключается в том, чтобы максимально безболезненно пройти этот сезон и двигаться дальше. Однако, данная проблема останется актуальной и в следующем году», — заключил он.

А фрахтовые ставки продолжат расти

Какие изменения ждут Таможенный кодекс по части электронной торговли

Росморречфлот подтвердил право ПНТ ведения аварийно-спасательных работ.

Петербургский нефтяной терминал перевалил 6,9 млн тонн нефтепродуктов

На старте товары разместят 18 российских компаний

Большинство работников отрасли спят в среднем по 6-8 часов в сутки (68%), каждый пятый (20%) спит не более 6 часов

В период с 2021 по 2028 гг. среднегодовой темп роста рынка цифровой логистики составит 7,89%

7 и 8 октября 2021 в Технопарке «Сколково» впервые прошел международный форум электронной коммерции и торговли Ecomference Rupost Retail Week