Почему за клиента расплачивается таможенный представитель?

Профессиональное оказание услуг по таможенному оформлению – деятельность, полная не только самых разных неожиданностей, но и феноменов, связанных со спецификой работы таможенного представителя. Один из таких феноменов – возникновение и нарастание дебиторской задолженности.

С одной стороны, дебиторская задолженность – довольно частное явление для компаний, предоставляющих услуги в секторе В2В (бизнес для бизнеса) и В2С (бизнес для частных лиц). С другой – таможенный представитель, оказывающий услуги бизнесу, не только несёт ответственность и перед клиентом, и перед государственным органом, но и участвует в процессе взаимоотношений с таможней своими собственными деньгами. Помимо стоимости непосредственно услуг таможенного представителя, клиентам «перевыставляются» и расходы на организацию хранения и другие таможенные формальности: таможенный представитель сперва несёт эти расходы, а уже потом ожидает оплаты, причем нередко – в течение длительного времени.

Сейчас, когда таможенная служба перевела расчеты по платежам в «цифру», создав систему единых лицевых счетов, таможенные представители и участники ВЭД ушли от ранее часто использовавшейся схемы оплаты таможенных платежей за клиента «в кредит». Тем не менее, проблема дебиторской задолженности осталась, и основная причина ее возникновения – столь любимые таможенными органами проверки после выпуска, когда взаимоотношения таможенного представителя и представляемого им лица юридически завершились.

— Мы оказываем услугу, подписываем акты, закрываем взаиморасчёты, а через год нам «прилетает» доначисление от таможни, потому что они скорректировали таможенную стоимость или поменяли код товара на код с большей пошлиной. Мы к клиенту, а он – извините, знать ничего не знаем и платить не будем. У нас была ситуация, когда постфактум таможня выяснила, что фрахт не оплачен – получили доначисление почти в полтора миллиона рублей, — рассказывает сотрудник одной из компаний Санкт-Петербурга.

В таких ситуациях договориться с клиентом удаётся далеко не всегда, и единственный способ возместить затраты – иск в суд, а значит – снова расходы, издержки, время.

Особенно активно дебиторская задолженность у таможенных представителей по всей стране начала накапливаться в период «коронакризиса», когда компании стали существенно затягивать с оплатами по договорам на предоставление таможенных услуг. Нехватка оборотных средств вынуждает компании перекредитовываться в банках, что приводит к дополнительным затратам и издержкам.

Есть и ещё одна причина возникновения дебиторской задолженности: в условиях многих тендеров на оказание услуг по таможенному сопровождению прописывается значительная отсрочка оплаты стоимости услуг и компенсации расходов, возникших у таможенного представителя. Но, по мнению руководителя юридического бюро «Чугаева и Партнеры» Марианны Чугаевой, к возможности предоставления отсрочки надо подходить индивидуально.

«Перед заключением договора необходимо проверить потенциального клиента на предмет его платежеспособности и иных рисков. Существует масса специальных ресурсов, начиная с общедоступных – сайты судов, ФССП, ИФНС, заканчивая платными и эффективными – «Конур», «Спарк» и т.п. Причём желательно, чтобы проверкой контрагентов занимался отдельный сотрудник службы безопасности таможенного представителя, так как, если передать эту функцию сотруднику коммерческого подразделения, повыситься риск замалчивания негативных признаков контрагента в угоду показателей по продажам», — говорит Марианна Чугаева.

Таможенные юристы, не единожды в своей практике столкнувшиеся с попытками таможенных представителей привлечь должников-клиентов к исполнению обязательств, рекомендуют в случае выявления повышенных рисков работать исключительно по предварительной оплате. Однако, добавляет Марианна Чугаева, часто случается так, что, если один таможенный представитель отказывает клиенту в отсрочке оплаты, на рынке находятся другие – готовые работать на любых условиях.

Текст Галина Рожко