Десятый международный форум «Арктика: настоящее и будущее» прошел 10-12 декабря 2020 года в Санкт-Петербурге в очно-заочном формате.


Главное, о чем говорили спикеры.

Организатором форума является межрегиональная общественная организация «Ассоциация полярников» при поддержке и участии Совета Федерации и Госдумы, а также Государственной комиссии по развитию Арктики. За дни работы форум посетили 2,5 тыс. человек из 70 регионов России.

В программу форума вошли мероприятия, на которых эксперты обсудили развитие инфраструктуры грузовых перевозок по Северному морскому пути, международное развитие Арктики, фундаментальные арктические исследования, внедрение современных технологий при освоении северных территорий, развитие арктического туризма, системы поддержки предпринимателей в Арктике, а также программы поддержки коренных и малочисленных народов севера.

Во время конференции были затронуты многие болевые точки развития Арктической зоны России. Сейчас ключевым фактором является слабая инфраструктура отдаленных населенных пунктов и оторванность многих жителей северных земель от цивилизации – от недостатка в интернете до проблем с транспортной доступностью.

Как заявил замдиректора департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС РФ Тимофей Сулима, несоответствие аварийно-спасательной инфраструктуры темпам развития Арктики тормозит реализацию проектов в регионе. Для решения этой проблемы МЧС планирует построить по береговой арктической линии пять комплексных аварийно-спасательных центров в дополнение к уже существующим. В них же могут дежурить медики Федерального медико-биологического агентства.

Цифровизация

Основным заявлением, сделанным по части развития цифровых технологий, стало сообщение заместителя руководителя дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Максима Кулинко о создании концепции единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути (СМП) к апрелю 2021 года.

По этому вопросу Росатом ведет переговоры с компаниями «Новатэк», «Норникель», «Газпром», «Роснефть». Платформа должна помогать капитанам выстраивать маршруты с учетом ледовой ситуации и расстановкой аварийно-спасательного флота.

Северный морской путь

Объем перевозок по Северному морскому пути в 2020 году составил 31 млн тонн. Как заявил заместитель председателя комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической политике Константин Долгов, в перспективе грузопоток по СМП может достигнуть 130-160 млн тонн. Все будет зависеть от того, как будет проходить реализация стратегических проектов.

Вице-президент Фонда развития Дальнего Востока Магомед Гехаев

Планы на Северный морской путь у Российского государства великие. Однако сейчас, по мнению вице-президента Фонда развития Дальнего Востока Магомеда Гехаева, существующие планы по строительству ледокольного флота в России смогут обеспечить лишь 70% прогнозируемого грузопотока СМП.

По мнению Гехаева, большинство потенциальных грузоотправителей по СМП не знает о его перспективах и возможностях. Необходимо проводить информационную работу в этой части.

Прогноз, сделанный Фондом развития Дальнего Востока

«Лидер» и следующие за ним

На сегодняшний день Россия является одним из немногих государств, располагающих собственным ледокольным флотом. В эксплуатации находится более 40 ледоколов разных классов, а также несколько судов с ядерной энергетической установкой. Однако ледокольный флот РФ требует комплексной модернизации, так как до сих пор по морским магистралям ходят советские ледоколы. Как сообщил заместитель генерального директора по флоту ФГУП «Росморпорт» Василий Стругов, требуется не только увеличение количества неатомных ледоколов, но и существенное сокращение среднего возраста судов (с 37 до 25 лет эксплуатации).

Василий Стругов, Росморпорт

В рамках «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2030 года» запланировано строительство 10 ледоколов общей стоимостью свыше 70 млрд рублей: два ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker 7, два вспомогательных ледокола мощностью 12-14 МВт ледового класса Icebreaker 7, четыре мелкосидящих ледокола мощностью 6 МВт проекта 22740М для замерзающих портов Каспийского и Азовского бассейнов и два портовых ледокола мощностью 6-8 МВт для обеспечения круглогодичной работы замерзающих портов Дальневосточного бассейна.

Немалые надежды возлагаются на головной ледокол «Лидер», мощность которого составит 120 МВт с ядерной силовой установкой. «Лидер» сможет обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Как сообщил заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных, строительство первого и второго серийных атомных ледоколов проекта «Лидер» планируется начать в 2023 и в 2025 году. Головное судно должно вступить в эксплуатацию в декабре 2027 года.

Архитектура энергоустановки. Графика ГК «Росатом»

Завершил форум арктический онлайн-кинотеатр. Главным итогом работы форума станет резолюция с инициативами участников. Документ направят в профильные комитеты верхней и нижней палат Федерального Собрания, Правительство РФ, Госкомиссию по развитию Арктики.