Таможенный аудит
Светлана Афонина: «Таможенный аудит – это ЗОЖ для бизнеса»
Эксперимент по таможенному аудиту стартовал 8 ноября 2021 года и продлится до 30 апреля 2022 года. До 30 ноября компании и аудиторы подавали заявки на участие в эксперименте. В середине декабря состоится рабочая встреча бизнеса с представителями ФТС России, после которой начнутся проверки участников ВЭД.

Светлана Афонина, главный эксперт по таможенному аудиту ГК "Эксперт Групп" – участника эксперимента со стороны компаний-аудиторов, рассказала «Горизонту событий» про то, как они уже проводят аудит у компаний – участников ВЭД, с какими проблемами чаще всего сталкиваются и высказала свои ожидания от эксперимента.
Фото предоставлено пресс-службой ГК "Эксперт Групп"
- Светлана, здравствуйте! Это уже не первый эксперимент по таможенному аудиту. Как вы думаете, почему предыдущий был признан не успешным? И что дает основания полагать, что у этого эксперимента будут отличные результаты?

- ФТС России проводила эксперимент в 2015 году. В 2016 году были подведены итоги. Я не соглашусь, что эксперимент признали неудачным. Скорее несвоевременным. На тот момент обе стороны были не готовы к введению данного института и не понимали его практической пользы. Сейчас иначе – и государство, и бизнес точно знают, чего они хотят. Полномасштабный переход на электронное декларирование, постоянный рост авторегистрации и автовыпуска стал естественным триггером и для введения таможенного аудита, его нормативным закреплением.

- Что изменилось за эти пять лет между экспериментами?

- Начиная с 2018 года Федеральная таможенная служба начала активное движение на встречу добросовестному бизнесу. Добросовестным стало быть не только модно, но и полезно. Вопрос доверия очень важен во взаимоотношениях бизнеса и таможни. Доверять, следовательно, и упрощать жизнь можно только добросовестному бизнесу. Поэтому государство и решило предложить инструмент, с помощью которого бизнес может подтвердить свою честность. Более того, на рынке уже есть востребованная услуга таможенного аудита. Компании-аудиторы проводят проверки бизнеса по своим методологиям. Наша компания тоже не отстает, а во многом, наверное, и впереди. у нас есть своя автоматизированная методика, которая применяется уже несколько лет на практике.
- В стратегии развития ФТС России также есть упоминание о таможенном мониторинге. В чем будет разница между процедурами?

- Да, верно. Хотя есть вопросы о его механизме. Таможенный мониторинг планируется внедрить в качестве меры таможенного контроля, тогда как аудит – это вспомогательный инструмент, которые не заменяет таможенный контроль. С одной стороны он способствует повышению эффективности таможенного контроля, с другой – направлен на упрощение деятельности добросовестных участников ВЭД. Таможенный мониторинг будет проводится по инициативе таможенных органов, то есть ФТС будет анализировать в режиме онлайн информацию из баз данных, а затем направлять участникам ВЭД для устранения выявленных нарушений в добровольном порядке либо представления аргументированных возражений. В случае игнорирования или отсутствия весомых аргументов в защиту своей позиции, у участников ВЭД будет назначаться камеральная проверка. Таможенный аудит — это проверка по заявлению самих участников ВЭД в добровольном порядке, которую будут проводить компании таможенные аудиторы. Опыт нашей работы уже сейчас свидетельствует, что в таможенном аудите заинтересованы именно участники ВЭД.

- Сейчас много мнений о том, кто должен являться аудитором. Георгий Петров, руководитель Совета по таможенной политике ТПП РФ, на одном из форумов говорил, что таможенный аудит должен проводиться таможенными органами. Другие считают, что таможенным аудитом должна заниматься «большая четверка» консалтинговых компаний. Таможенные брокеры уверены, что эта задача в их компетенции. На ваш взгляд, кто может выполнять эти функции наиболее эффективно?

- В настоящее время аудит в сфере таможенного регулирования является общим мировым трендом – все страны совершенствуют этот институт, и каждая страна делает это с учетом своего государственного устройства и особенностей менталитета. Для того, чтобы узнать, каким путем идти России, и проводят эксперимент. Начиная публичный эксперимент, таможенная служба не определила однозначного требования к аудиторам, пригласив в эксперимент всех, кто сочтет себя достойным такого звания. И уже в результате таможня сможет сформировать критерии и требования к таможенным аудиторам. На сегодняшний день Министерство финансов РФ определило только, что услуга таможенного аудита будет проводиться по принципу аутсорсинга коммерческими организациями, включенными в реестр, ведение которого будет осуществляться регулятором.

Дело в том, что сегодня нет профессиональных критериев таможенного аудитора. Я надеюсь, что в результате эксперимента они в целом будут выработаны, как требования к профессиональному обучению, например, на базе РТА или РЭУ им. Плеханова. Это должны быть компании, которые пройдут обучение, будут сдавать экзамены/аттестацию. По мимо этого, думаю, что на основании квалификационных аттестатов они должны быть членами какой-либо профессиональной ассоциации, СРО или входить в реестр. Очень важно понимать, что аудитор несет ответственность за свою деятельность, и в случае некачественной работы может потерять статус таможенного аудитора.

- Есть информация, что было подано достаточно заявок на участие в эксперименте в качестве аудиторов, но не так много от компаний, готовых к аудиту. Какие опасения у бизнеса?

- Всегда страшно быть первыми, тем более, когда ты не знаешь правил игры. Есть вопросы. Например, до конца не ясно, как именно будет осуществляться защита информации, которую предоставят компании. Также не ясно, будут ли и какие применяться меры административного воздействия при выявлении нарушений, либо участник эксперимента будет освобожден от этого.

- По какой методике будет проходить аудиторская проверка?

- Предполагаю, что у каждой компании есть своя методика, с которой она пришла в эксперимент. Вероятно, цель ФТС России - изучить методики и либо определит единую, универсальную, либо принять все многообразие методик. Возможно, именно это поможет оценить в дальнейшем их эффективность. Пока не известно, каким путем пойдет ФТС, но наша компания готова к любому варианту. Я убеждена, что какую бы методику не разработали аудиторские компании, главное их соответствие международным стандартам.

- Должен ли таможенный аудит стать обязательным инструментом или быть исключительно желанием компании, которая хочет заработать «дополнительные очки» в глазах регулятора?

- Я уже говорила об этом. Таможенный аудит не подменит государственный контроль. Максимальное ускорение прохождение таможенных операций при декларировании

(автовыпуск занимает от 5 минут), означает, что таможенный контроль переносится на этап после выпуска. Бизнес должен это понимать и быть готовым к такому контролю. Аудит можно сравнить с медицинским чек-апом организма. Некоторые люди в профилактических целях регулярно обследуются для дальнейшей здоровой работы организма. Другие ждут криза, доводя свое состояние до того, что без реанимации не обойтись, и потом начинают лечить больные места. И те, и другие пациенты есть в бизнесе. Но, думаю, многие понимают, что всегда дешевле предотвратить проблему, чем экстренно спасать пациента. Таможенный аудит – это ЗОЖ для бизнеса.

- Превентивные меры дешевле, но ведь таможенный аудит проверяет то, что уже свершилось. То есть также после аудита может прийти таможня с постконтролем и доначислить свои миллионные штрафы. В чем экономический эффект?

- Аудит выявляет ошибки, кривые бизнес-процессы, которые в дальнейшем могут привести к тем самым негативными последствиями от штрафов вплоть до уголовных дел.

Таможенный аудит – это комплексная проверка. Аудитор выявляет слабые места, недочеты, ошибки, готовит заключение и дает рекомендации по их устранению. К примеру, организация ведет свой бизнес, привлекая на каждый этап аутсорсеров. Руководство компаний в таких случаях может прибывать в иллюзии, что, если они доверились профессионалам, то ошибок быть не может. Но таможенный контроль осуществляется за трехлетний период, а это достаточно большой срок. За три года могут смениться отделы ВЭД в организации, таможенный представитель или сам топ-менеджмент компании. А когда придет «письмо счастья» от ФТС о начале камеральной проверки, то срок подачи документов составляет 7-10 календарных дней вне зависимости от праздников или выходных дней. Тогда компания начинает судорожно вспоминать, где у нее все необходимые для проверки документы – выясняется, что за три года сменилось уже несколько таможенных представителей, кто-то из них уже исключен из реестра и т.д. Это наглядный пример неправильно выстроенного бизнес-процесса, который выявит таможенный аудитор и поможет избежать в последствии неприятностей, в том числе и в виде штрафов.

- Как давно «Эксперт групп» осуществляет услугу таможенного аудита?

- Наша компания два года занимаемся таможенным аудитом. Могу сказать, что услуга очень востребована. У нас даже стоят компании в листе ожидания, ждут, когда освободятся аудиторы. Собственники компаний хотят, чтобы мы навели порядок у них за три года, чтобы в случае, если к ним придет таможенная служба, они были готовы к этому – выявили и устранили ошибки, заплатили платежи при необходимости в добровольном порядке. Практика свидетельствует, что большинство ошибок совершается непреднамеренно, когда, к примеру, сменился таможенный представитель, товара стал оформляться под другим кодом ТН ВЭД и т.д.

- Сколько компаний за два года вы успели проверить? Расскажите, пожалуйста, какие компании к вам приходят за аудитом?

- Аудит в нашем случае – это штучный товар, а не массовый поток. Если это крупная компания, то углубленный аудит может занять до 4-5 месяцев, в зависимости от интенсивности внешнеэкономической деятельности клиента. Бывают запросы на быстрый чек-ап – общий анализ, нужный, чтобы увидеть проблемные места. Впоследствии компания может сама с ними разобраться или привлечь специалистов. К нам обращаются крупные компании, в том числе госкорпорации. Летом была аудиторская проверка компании из зеленого сектора риска (НУР) – в таких компаниях значительно меньше нарушений, но и там они бывают. Примечательно, что такие компании, подстраховываясь, бывает заявляют коды с повышенной ставкой, по их мнению, лучше переплатить, а не быть должником.

- Кто основная целевая аудитория таможенного аудитора?

— Это весь бизнес, который хочет навести порядок у себя. Те, кто позиционирует себя добросовестными, должны следить за «здоровьем» своей компании. Хотя не все участники ВЭД сталкивались с постконтролем и не понимают своих рисков. При нарушении таможенного законодательства риски очень высоки – иногда ошибки могут стоять функционирования самого бизнеса. Компания может выполнить контракт на 100 млн руб., получить 50 млн руб. прибыли, а потом отдать еще 100 млн руб. в виде штрафа…

- Из вашей практики, какие слабые места у бизнеса чаще всего выявляются?

- По нашему опыту, первая тройка нарушений – это таможенная стоимость, классификация и нетарифные меры. И в этом наши позиции сходятся с Федеральной таможенной службой.

- Есть ли у вас обратная связь от клиентов, что благодаря таможенному аудиту им удалось минимизировать риски или избежать доначислений таможни?

- Таможенный контроль после выпуска у наших клиентов еще не проводился. Но однозначно можно констатировать, по итогам аудита, после выстраивания и улучшения внутренних внешнеэкономических процессов, компании стали проходить дополнительные проверки на этапе таможенного оформления быстрее и качественнее. В случаях корректировки таможенной стоимости компании стали предоставлять документы в нужном для ФТС формате. Также есть информация, что после таможенного аудита и налаживания внутренних систем учета, компании при автоматическом категорировании переходят из среднего уровня риска в низкий, что положительно влияет на повышение процента автовыпуска.
Текст Дина Шакенова

Как выявить возможности повышения эффективности бизнеса

Какие изменения ждут Таможенный кодекс по части электронной торговли

"Пограничная инфраструктура является главным сдерживающим фактором в развитии торговли, который мы пока не сумели преодолеть".

Цель – обезопасить внутренний рынок опасной продукции из третьих стран.

Какие сложности возникают при таможенном оформлении судна, заходящим в морской порт

Цель — избавить рынок от «серой» продукции

2 декабря платежная система «Таможенная карта» провела пресс-завтрак на тему «Что нового в мире ВЭД?».